Логические задачи и упражнения по политологии
1. В каких случаях политика проникает во все сферы жизни общества и подчиняет их себе? Приведите конкретные примеры такого подчинения.
2. Как соотносится экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
3. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары. Рассмотрите его последствия в отношении различных социально- экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.
4. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связанна и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи « большой политики» и «повседневной жизни».
5. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в госу¬дарствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?
6. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?
7. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?
8. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость: уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения при¬меним сегодня?
9. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
10. Монтескье считал, что злоупотребление властью вытекают из природы человека: « Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?
11. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?
12. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?
13. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?
14. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть - зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть - всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, - это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом её сила». Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?
15. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?
16. Итальянский социолог В. Парето подразделил элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу! указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современном Казахстане?
//Остальной материал внутри.
2. Как соотносится экономика и политика; политика и мораль; политика и право как механизмы регуляции общественной жизни?
3. Проделайте политический анализ конкретного шага в экономической политике правительства: повышение тарифов и налогов на импортные товары. Рассмотрите его последствия в отношении различных социально- экономических групп и слоев населения, финансовой и политической стабильности. Определите возможные положительные и отрицательные результаты этой акции.
4. Политика часто определяется как специфическая сфера деятельности, связанная с принятием решений на высшем уровне власти и управления в стране. Вместе с тем политологи утверждают, что политика тесно связанна и ассоциируется с функционированием общества на уровне индивида, семьи и коллектива. Как и в чем проявляется эта взаимосвязь? Определите каналы воздействия и обратной связи « большой политики» и «повседневной жизни».
5. Шан Ян, древнекитайский мыслитель, основатель школы легистов, многократно подчеркивал, что в образцово управляемом государстве должно быть много наказаний и мало наград. «Поэтому в государствах, стремящихся к владычеству в Поднебесной, каждым девяти наказаниям соответствует одна награда, а в госу¬дарствах, обреченных на расчленение, каждым девяти наградам соответствует одно наказание». Какое государство, на ваш взгляд, будет более стабильным: то, где много наказаний, или то, где много наград? Какая связь существует между наградами и наказаниями, с одной стороны, и благосостоянием и стабильностью государства — с другой?
6. Древнегреческий философ Сократ утверждал, что «цари и правители не те, которые носят скипетр или избраны кем попало, или получили власть по жребию или насилием или обманом, но те, которые умеют управлять». По каким критериям, согласно античной политической традиции, определяли тех, кто умеет управлять?
7. Некоторые политологи считают, что политическое учение Платона является теоретическим источником тоталитаризма. Какие, на ваш взгляд, идеи Платона могут дать основание для такого утверждения?
8. Аристотель различал два вида справедливости: справедливость: уравнивающую и справедливость распределяющую. Чем различаются эти два вида справедливости? По какому принципу должно осуществляться, согласно мнению Аристотеля, распределение благ в обществе? И насколько этот принцип распределения при¬меним сегодня?
9. Почему античные мыслители Платон и Аристотель выступали против демократии как формы государственного правления? Как понимать утверждение Платона, что именно свобода губит демократию, «демократия опьяняется свободой»?
10. Монтескье считал, что злоупотребление властью вытекают из природы человека: « Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела». Согласны ли вы с этим утверждением? О каком пределе злоупотреблений говорит французский мыслитель?
11. Как Н. Макиавелли аргументировал свое утверждение, что если государь желает удержать в повиновении подданных, он не должен считаться с обвинениями в жестокости? Согласны ли вы с подобной логикой? Всегда ли оправдана жестокость? Или же она не имеет никаких оправданий?
12. Т. Джефферсон подчеркивал: «Если народ надеется, что в условиях демократии можно быть непросвещенным и свободным, это то, чего никогда не было и никогда не будет». Согласны ли вы с американским мыслителем?
13. Раскройте содержание теории «общественного договора». Объясните, почему теорию божественного происхождения государства сменила теория «общественного договора»?
14. Феномен власти является, пожалуй, самым противоречивым и непредсказуемым в общественной жизни. Англичанину лорду Эктону принадлежит крылатая фраза: «Власть — это зло, абсолютная власть - зло абсолютное». М. Бакунин в категоричной форме провозгласил: «Власть - всегда аморальна». По словам английского ученого Т. Мартина, «власть, как и любовь, - это слово, постоянно используемое в повседневной речи, интуитивно понимаемое и редко определяемое». По мнению французского философа Э. Шартье, «власть необъяснима, и в этом её сила». Подумайте, с чем связаны противоречивость и непредсказуемость феномена власти?
15. Для поддержания правопорядка власть вправе использовать насилие и принуждение. Как это соотносится с легитимностью?
16. Итальянский социолог В. Парето подразделил элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу! указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современном Казахстане?
//Остальной материал внутри.