Menu
Аристотелевская критика платоновской «теории идей»
План лекции

1. Теория форм и идей в учении Платона
2. Критика Аристотелем концепции мира идей Платона
3. Мир индивидуальных субстанций в учении Аристотеля

Стремление разрешить проблему целого, создать целостную картину мира пронизывает все философское учение Платона. Философ обосновывает идею как подлинную реальность, умопостигаемое основание целостности. Она для него - основа видимых вещей, являющаяся сверхчувственной, существующей абсолютно сама по себе, безусловная сущность. Именно идеи, роды и виды являются действительным основанием и причиной сущего, именно благодаря им вещи являются тем, что они есть на самом деле. Но они всегда лишь отчасти выражают род, идею, стараются полнее ее выразить, но никогда этого не достигают. Согласно Платону, конечные вещи не живут истинной жизнью, поэтому при рассмотрении реальной конкретной вещи необходимо иметь в виду ее реальный образец.

Теория форм и идей выступает в философском учении Платона теорией происхождения и начала всех событий, протекающих в пространстве и времени. Если вещи пребывают в состоянии непрерывной изменчивости, то о них невозможно сказать что-либо определенное, иметь о них подлинное знание. Мир истинных, неизменных, постоянных форм или идей – вот, что дает нам истинное знание. Платон стремился получить истинное, рациональное знание о неизменном мире – такое знание, которое в тоже время можно использовать и для исследования изменчивого мира вещей, в частности, изменчивого общества.

С появлением философии Аристотеля Платон, можно сказать, был низведен на землю. Тем камнем преткновения, у которого их пути разошлись, стал вопрос о точной природе форм, идей и их отношении к эмпирическому миру. Аристотель склонен был рассматривать эмпирический мир как самостоятельный и имеющий целиком собственную реальность. Он не принимал выводов Платона по поводу того, что основы действительности зиждутся на трансцендентном и нематериальном царстве идеальных сущностей. Он был уверен, что подлинной реальностью является чувственный мир конкретных предметов, а не неосязаемый мир вечных идей. Теория идей представлялась ему эмпирически недоказуемой и отягощенной логическими натяжками.

Для Аристотеля реальный мир – это мир индивидуальных субстанций, обособленных и четко различающихся между собой, однако характеризующихся такими качествами, которые объединяют их с другими индивидуальными субстанциями. Эта общность не подразумевает, тем не менее, существования некой трансцендентной идеи, от которой происходит данное общее качество. Общие качества – это универсалии, распознаваемые при помощи интеллекта в чувственных вещах, но никак не самодостаточные сущности. Универсалия вполне отделяема от конкретной индивидуальности, однако, не наделена онтологической независимостью, сама не является субстанцией.

Выводы

«Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг повелевает мне отдать предпочтение истине». Аристотель критикует платоновскую теорию идей не с позиций «мнения» (нравится – не нравится), а с позиций доказательности, т.е. знания эпистемного характера. Поэтому аристотелевский подход целиком лежит в русле платоновского преклонения перед доказательностью и логической убедительностью, а также недопущения в научно-философское рассуждение личных или иных посторонних мотивов.

Аристотель подверг острой критике онтологизацию мира идей Платоном, их существование отдельно от вещей, однако Аристотель понимал и признавал, что Платон сумел вскрыть весьма существенные черты или закономерности человеческого мышления и условия его объективности.

По сути, Платон и Аристотель разошлись по вопросам онтологии.

Методические рекомендации к лекции

Ввиду особой сложности данной темы, требуется особо тщательная подготовка и внимательность в ее освоении и подготовке к проблемному семинару. Так как осваиваемая тема включает в себя знание двух обширных подтем: «Обоснование метафизики и теория идей Платона» и «Особенности аристотелевского типа философствования», обратите внимание на то, что обычному человеку трудно вникнуть, а затем поверить в мистическую концепцию Платона. Ведь под идеей Платон понимал не то, что мы обычно понимаем в своем сложившемся восприятии как некую мысль в голове. Дело в том, что идеи Платона не совпадают ни с психикой человека, ни с субъективной реальностью, ни с разновидностью материи; они самостоятельны и непостижимы, однако существуют, т.е. имеют онтологический статус. Критическое отношение Аристотеля к доктрине учителя свидетельствует о преемственности их концепций.

Методическая разработка проблемного семинара «Аристотелевская критика платоновской «теории идей»

Цель: выявить преемственность и различия системы Аристотеля и Платона.
Форма занятия: дискуссия
Студенты выбирают позиции Платона, Аристотеля и независимого эксперта. С этих позиций ведется диалог.

Вопросы для обсуждения

1. Обоснование метафизики и теория идей Платона.
2. Пять значений понятия «идея», отмеченные А.Ф.Лосевым.
3. Особенности аристотелевского типа философствования.
4. Метафизика Аристотеля.
5. Во что трансформировались «эйдосы» Платона в системе Аристотеля и почему?
6. В чем наблюдается преемственность идей Платона в философии Аристотеля?
7. Имеет ли проблема бытия, поставленная Платоном и Аристотелем, отношение к вопросу «быть или казаться»?

Для участия в проблемном семинаре студент должен
- понимать дух эллинской цивилизации, породившего гениев философии Сократа, Платона и Аристотеля;
- знать основные положения философии Платона и системы Аристотеля;
- ориентироваться в вопросах онтологии;
- знать содержание первоисточников (произведения Платона и Аристотеля).

Студент должен уметь
- пользоваться указанной литературой;
- уметь аргументировать свою позицию, активно используя такие понятия, как «метафизика», «эйдос», «форма» и др.
- вникать в суть аргументов сторонников иной позиции

В конце семинарского занятия студентам необходимо сформулировать выводы по теме, решить вопрос о преемственности двух систем: Платона и Аристотеля, четко знать, в чем суть критики Аристотеля мира идей Платона.

Литература

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и средневековье. – СПб.: Пневма, 2001. – С. 133-241.
Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Просвещение, 1985. – С.108-125.
Введение в философию. Ч. 1. Под ред. Фролова И.Т. – М., 1989. – С. 108 – 112.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 102-150.
Чанышев А.Н. Курс лекций Древней и средневековой философии. – М., 1991.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – С.75-125.

Вопросы контроля теоретических знаний

Репродуктивный уровень:
1. Приведите примечательные факты биографии Платона.
2. Какое воздействие оказала на судьбу и мировоззрение Платона казнь Сократа?

Репродуктивно-практический уровень:
1. Сформулируйте основные положения платоновской метафизики.
2. Расскажите об особенностях аристотелевского типа философствования.
3. Как ответил Аристотель на упреки в отклонении от теории учителя Платона? Проведите сопоставительный анализ платоновской и аристотелевской онтологии.
4. Проведите сравнительный анализ социально-философских теорий Платона и Аристотеля.

Творческий уровень:
1. Подготовьте доклад «Метафизика Платона и Аристотеля».
2. Какие основания позволяют считать Платона основателем метафизики? Какие функции отводит Платон миру идей, миру вещей и Демиургу?В чем смысл «символа пещеры» и «мифа о крылатой колеснице»?
3. Какую роль в своей метафизике Аристотель отводит космическому и надкосмическому Уму (Нусу)? Как соотносятся Нус и человеческий ум? Является ли любовь между Умом и миром взаимной?
13.10.2011 18:49 Философия Артем 13666 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход