Философия как наука и самосознание культуры
План лекции
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
2. Философское мировоззрение. Предмет философии. Основные проблемы философии. Функции философии.
3. Философия в системе культуры. Философия и наука.
4. Философия как путь личностного восхождения к мудрости. За прошедшие два с половиной тысячелетия существенно изменились содержание и форма выражения философии, но она осталась особым типом мышления, который лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, утвердилась как образ жизни и особый тип мировоззрения.
Мировоззрение в первом приближении есть совокупность обобщенных идей о мире и месте человека в нем, система основных жизненных установок человека. Мировоззрение – это духовный каркас личности, групп людей, общества в целом.
Первым историческим типом мировоззрения является миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, а окружающий мир очеловечивается. Мифология не знает объективного и субъективного, она синкретична. В мифе мыслимое совпадает с переживаемым, действующим. Мифологическое сознание есть осознание сущностной связи человека и природы.
На основе мифа формируется религия как тип мировоззрения. Специфика религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и мирского (естественного). Творческое начало возвышается над естественным и определяет его высшие ценности. Религиозное сознание стало первым осознанием универсальной целостности бытия.
Со времени возникновения философии существуют дискуссии об её сущности и назначении. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне – от способности проникновения в основания бытия до личностного самовыражения. В разноречивых суждениях о философии есть общее. Философия стремится к универсальным, всеобщим ответам на смысловую тайну мира. Но тайна эта и ужасающа, ибо ее раскрытие может обнаружить бессмысленность открывателя. Этим объясняется двойственное отношение к философии в истории культуры.
Этимология термина «философия» (от греч. phileo – любовь, sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости», «любовь к софии», т.е. к высшей, целостной истине. Философия выступает как объективная археология, с помощью которой человек извлекает смысловые ископаемые мира, совокупность которых обозначается термином «мудрость». Философия – это своеобразный символический язык судьбы, на котором она общается с человеком в книге его жизни. Буквы этого языка – отдельные философские системы. Философия – первый шаг на пути преодоления человеком своей конечности и ограниченности через приобщение к бесконечному уму.
Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Являясь духовным выражением смысловой тайны, загадки мира, она сама является частью этой загадки. Интересно, что вопрос о смысле бытия ставит не философия, а сам мир, философия же дает формы его выявления и исследования. Смысл разлит во всем мироздании, являясь идеальным элементом всех его форм и явлений.
Поэтому человек, имея дело с предметными формами мира, с необходимостью должен иметь ответ на вопросы о смысловых фигурах бытия. Почему и для чего существует мир? «Это маленькое словечко «почему» разлито по всей вселенной с самого первого дня мироздания… и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему?» – и вот уже семь тысяч лет не получает ответа» (Ф.М.Достоевский). Философия своеобразно выражает этот вечный вопрос мироздания на языке человеческих понятий.
Таким образом, предмет философии – это исследование всеобщих законов развития природы, человека, мышления, общества. Основная проблематика философии – соотношение внутреннего и внешнего мира человека, субъективного и объективного, идеального (духовного) и материального, необходимости и свободы. В современной философии возрастает значимость ценностного подхода, который в синтезе материи и духа (идеального) видит источник свободы и творчества человека.
Функции философии призваны решать поставленные вопросы. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценность) заключается в подходе человека к вещам, явлениям окружающего мира, к самому себе, к другим людям с точки зрения различных ценностей. Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.
Философия является сложным и многомерным явлением в культурно-историческом контексте. Человек живет в обществе, а общество характеризуется определенной культурой. Однако внутри себя культура всегда дифференцирована. Даже на самом поверхностном уровне она разделяется на основные формы: науку, религию, искусство, мораль, право и т.д. Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегрирующую функцию. Не случайно, принято говорить, что философия есть «живая душа культуры». В философии воплощаются «экстракты» культуры.
Философ обращается ко всем формам культуры, к их особенностям, вехам исторического развития и др., стремясь обобщить достижения культуры в целом. На этой основе он обнаруживает некие новые свойства культуры, выражая их в философски рациональной форме. В философии культура получает возможность обратить свой взор на самое себя. Таким образом, философия играет роль самосознания культуры. Единство и целостность культуры являются потребностью нормального общественного развития. Общество, где нет стремления уяснить и осмыслить собственную культуру, не будет жизнеспособным.
Философия находится в тесной взаимосвязи с другими науками – социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках. В свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских концепций. Философия берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.
Философия обогащает человеческую сущность, раскрывая ее смыслообразующий потенциал, учит человека искусству общения с духовным миром на языке идей, понятий. Философия – «определенный способ существования», «человеческое в человеке», «со-природность». «Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания. Это одно из орудий самоконструирования человеческого существа в его личностном аспекте» (М.К.Мамардашвили).
Выводы
Философия, наряду с мифом и религией, является историческим типом мировоззрения. В отличие от мифа и религии философия выступает теоретически оформленным мировоззрением, которому присущи системность и рациональность. Благодаря данным качествам и свойствам, философское мировоззрение вскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности бытийствования и развития сущего и человека.
Философия как предмет изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология или эпистемология), методологические принципы и формы правильного мышления (логика), этику, эстетику, теорию культуры, собственно историю философии.
Существует множество подходов в определении функций философии. Основными функциями философии являются: онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, праксиологическая.
Философия является составной компонентой («живой душой») культуры, выполняет в ней интегрирующую и созидающую функции.
Философия играет большую роль в личностном становлении человека. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». М.К.Мамардашвили: «Философия есть конститутивный элемент объективного бытия в мире личностных структур».
Методические рекомендации к лекции
Дорогой друг! Поздравляем с началом пути! Помните, именно труд формирует человека. Необходимы вчитывание, вслушивание, работа со специфической философской терминологией, воспитание собственной культуры мышления.
При изучении данной темы необходимо начать с выяснения того, что есть мировоззрение. Акцентируйте внимание на различении трех исторических типов мировоззрения: мифа, религии и философии. Установите специфику философии, в чем Вам поможет определение его предмета, основной проблематики, функций.
Обозначьте, какое место занимает философия в культуре, какую роль играет она в формировании личности. Обратите внимание на соотношение философии и науки, философии и искусства.
При изучении темы обратитесь к рекомендуемой литературе, хрестоматийному материалу, глоссарию.
Литература
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Проблемы, понятия и принципы. – М., Политиздат, 1991. – С.10-129.
Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Аст., 2002. – С.4-17.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М., Гардарика, 1998. С.5-9.
Философия: курс лекций.- Под ред. А.А.Радугина. – М., 1996. – С.12-26.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. Москва, 2001. – С.5-8.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С.5-49.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1998. – С.33.
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения.
2. Что такое миф, мифология? Что такое религия?
3. Что является предметом философии?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Определите роль и место философии в связи с Вашей специальностью.
2. Какова структура философского знания? Соотнесите основные философские разделы.
3. Какое место занимает философия в культуре? Каковы ее функции?
Творческий уровень:
1. Проведите сравнительный анализ исторических типов мировоззрения – мифа, религии, философии. Что общего в них, что особенного?
2. Считаете ли верным утверждение о том, что философия занимает важное место в процессе формирования человека как личности? Почему?
3.Учитывая разнообразные подходы в определении функций философии, представьте свое видение, обоснуйте три, на Ваш взгляд, наиболее важные, универсальные функции.
1. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия
2. Философское мировоззрение. Предмет философии. Основные проблемы философии. Функции философии.
3. Философия в системе культуры. Философия и наука.
4. Философия как путь личностного восхождения к мудрости. За прошедшие два с половиной тысячелетия существенно изменились содержание и форма выражения философии, но она осталась особым типом мышления, который лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, утвердилась как образ жизни и особый тип мировоззрения.
Мировоззрение в первом приближении есть совокупность обобщенных идей о мире и месте человека в нем, система основных жизненных установок человека. Мировоззрение – это духовный каркас личности, групп людей, общества в целом.
Первым историческим типом мировоззрения является миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, а окружающий мир очеловечивается. Мифология не знает объективного и субъективного, она синкретична. В мифе мыслимое совпадает с переживаемым, действующим. Мифологическое сознание есть осознание сущностной связи человека и природы.
На основе мифа формируется религия как тип мировоззрения. Специфика религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и мирского (естественного). Творческое начало возвышается над естественным и определяет его высшие ценности. Религиозное сознание стало первым осознанием универсальной целостности бытия.
Со времени возникновения философии существуют дискуссии об её сущности и назначении. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне – от способности проникновения в основания бытия до личностного самовыражения. В разноречивых суждениях о философии есть общее. Философия стремится к универсальным, всеобщим ответам на смысловую тайну мира. Но тайна эта и ужасающа, ибо ее раскрытие может обнаружить бессмысленность открывателя. Этим объясняется двойственное отношение к философии в истории культуры.
Этимология термина «философия» (от греч. phileo – любовь, sophia – мудрость) означает «любовь к мудрости», «любовь к софии», т.е. к высшей, целостной истине. Философия выступает как объективная археология, с помощью которой человек извлекает смысловые ископаемые мира, совокупность которых обозначается термином «мудрость». Философия – это своеобразный символический язык судьбы, на котором она общается с человеком в книге его жизни. Буквы этого языка – отдельные философские системы. Философия – первый шаг на пути преодоления человеком своей конечности и ограниченности через приобщение к бесконечному уму.
Философия – это все единосущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Являясь духовным выражением смысловой тайны, загадки мира, она сама является частью этой загадки. Интересно, что вопрос о смысле бытия ставит не философия, а сам мир, философия же дает формы его выявления и исследования. Смысл разлит во всем мироздании, являясь идеальным элементом всех его форм и явлений.
Поэтому человек, имея дело с предметными формами мира, с необходимостью должен иметь ответ на вопросы о смысловых фигурах бытия. Почему и для чего существует мир? «Это маленькое словечко «почему» разлито по всей вселенной с самого первого дня мироздания… и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему?» – и вот уже семь тысяч лет не получает ответа» (Ф.М.Достоевский). Философия своеобразно выражает этот вечный вопрос мироздания на языке человеческих понятий.
Таким образом, предмет философии – это исследование всеобщих законов развития природы, человека, мышления, общества. Основная проблематика философии – соотношение внутреннего и внешнего мира человека, субъективного и объективного, идеального (духовного) и материального, необходимости и свободы. В современной философии возрастает значимость ценностного подхода, который в синтезе материи и духа (идеального) видит источник свободы и творчества человека.
Функции философии призваны решать поставленные вопросы. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценность) заключается в подходе человека к вещам, явлениям окружающего мира, к самому себе, к другим людям с точки зрения различных ценностей. Праксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества.
Философия является сложным и многомерным явлением в культурно-историческом контексте. Человек живет в обществе, а общество характеризуется определенной культурой. Однако внутри себя культура всегда дифференцирована. Даже на самом поверхностном уровне она разделяется на основные формы: науку, религию, искусство, мораль, право и т.д. Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегрирующую функцию. Не случайно, принято говорить, что философия есть «живая душа культуры». В философии воплощаются «экстракты» культуры.
Философ обращается ко всем формам культуры, к их особенностям, вехам исторического развития и др., стремясь обобщить достижения культуры в целом. На этой основе он обнаруживает некие новые свойства культуры, выражая их в философски рациональной форме. В философии культура получает возможность обратить свой взор на самое себя. Таким образом, философия играет роль самосознания культуры. Единство и целостность культуры являются потребностью нормального общественного развития. Общество, где нет стремления уяснить и осмыслить собственную культуру, не будет жизнеспособным.
Философия находится в тесной взаимосвязи с другими науками – социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках. В свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских концепций. Философия берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д.
Философия обогащает человеческую сущность, раскрывая ее смыслообразующий потенциал, учит человека искусству общения с духовным миром на языке идей, понятий. Философия – «определенный способ существования», «человеческое в человеке», «со-природность». «Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его самосозидания. Это одно из орудий самоконструирования человеческого существа в его личностном аспекте» (М.К.Мамардашвили).
Выводы
Философия, наряду с мифом и религией, является историческим типом мировоззрения. В отличие от мифа и религии философия выступает теоретически оформленным мировоззрением, которому присущи системность и рациональность. Благодаря данным качествам и свойствам, философское мировоззрение вскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности бытийствования и развития сущего и человека.
Философия как предмет изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология или эпистемология), методологические принципы и формы правильного мышления (логика), этику, эстетику, теорию культуры, собственно историю философии.
Существует множество подходов в определении функций философии. Основными функциями философии являются: онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, праксиологическая.
Философия является составной компонентой («живой душой») культуры, выполняет в ней интегрирующую и созидающую функции.
Философия играет большую роль в личностном становлении человека. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». М.К.Мамардашвили: «Философия есть конститутивный элемент объективного бытия в мире личностных структур».
Методические рекомендации к лекции
Дорогой друг! Поздравляем с началом пути! Помните, именно труд формирует человека. Необходимы вчитывание, вслушивание, работа со специфической философской терминологией, воспитание собственной культуры мышления.
При изучении данной темы необходимо начать с выяснения того, что есть мировоззрение. Акцентируйте внимание на различении трех исторических типов мировоззрения: мифа, религии и философии. Установите специфику философии, в чем Вам поможет определение его предмета, основной проблематики, функций.
Обозначьте, какое место занимает философия в культуре, какую роль играет она в формировании личности. Обратите внимание на соотношение философии и науки, философии и искусства.
При изучении темы обратитесь к рекомендуемой литературе, хрестоматийному материалу, глоссарию.
Литература
Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. Проблемы, понятия и принципы. – М., Политиздат, 1991. – С.10-129.
Нурманбетова Д.Н. Проблемы современной философии. – Аст., 2002. – С.4-17.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М., Гардарика, 1998. С.5-9.
Философия: курс лекций.- Под ред. А.А.Радугина. – М., 1996. – С.12-26.
Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. Москва, 2001. – С.5-8.
Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 2001. – С.5-49.
Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М., 1998. – С.33.
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения.
2. Что такое миф, мифология? Что такое религия?
3. Что является предметом философии?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Определите роль и место философии в связи с Вашей специальностью.
2. Какова структура философского знания? Соотнесите основные философские разделы.
3. Какое место занимает философия в культуре? Каковы ее функции?
Творческий уровень:
1. Проведите сравнительный анализ исторических типов мировоззрения – мифа, религии, философии. Что общего в них, что особенного?
2. Считаете ли верным утверждение о том, что философия занимает важное место в процессе формирования человека как личности? Почему?
3.Учитывая разнообразные подходы в определении функций философии, представьте свое видение, обоснуйте три, на Ваш взгляд, наиболее важные, универсальные функции.