Идеальное как форма социокультурного бытия
План лекции
1. Проблема сознания в философии.
2. Категория «идеального» в философии.
3. Идеальное в философии Платона.
4. Эмпирическая традиция в философии и проблема идеального.
Проблема сознания – это «вечный вопрос» философии, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Но все они связаны с решением единой проблемы: анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Строго говоря, сознание - это комплексная проблема науки, культуры.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и той ответственности, которую налагает сознание на человека.
Сознание с самого начала является общественным продуктом, оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. С сознанием в широком смысле слова, конечно следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность.
Важнейшей предпосылкой генетического прослеживания истоков сознания является анализ отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе предметно-практической деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Важнейшим свойством образов отражения, характеризующим их содержание, является идеальность. В философии понятие идеальности используется для обозначения способа существования, который характерен для содержания образа, т. е. представленности в образе объективной реальности.
Проблема идеальности всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания. Теоретическая разработка категории «идеального» в философии была вызвана необходимостью установить и понять различие между психическими состояниями отдельной личности и всеобщими и необходимыми, и в силу этого объективными, формами знания и познания человеком независимо от него существующей действительности. Например, - математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания – то есть «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики. Эта своеобразная категория явлений, обладающих особого рода объективностью, то есть очевидной независимостью от индивида с его телом и «душой», принципиально отличающейся от объективности чувственно-воспринимаемых индивидом единичных вещей, и была обозначена философией как идеальность явлений, как идеальное вообще.
В этом смысле идеальное фигурирует уже у Платона, которому человечество обязано выделением этого круга явлений в особую категорию. «Идеи» Платона – это не просто любые состояния человеческой «души» («психики»), это – непременно универсальные, общезначимые образы-схемы, противостоящие отдельной «душе» как обязательный для каждой «души» закон, с требованиями которого каждый индивид вынужден считаться. Платон совершенно справедливо выделил их в особую категорию: все это всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную, и очень нелегкую, проблему – проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей», идеального мира.
Позднее – в русле эмпиризма (Локк, Беркли, Юм) – «идея» и «идеальное» превратились в простое собирательное название для любого психического феномена, любого состояния отдельной «души». Это словоупотребление приобрело силу достаточно устойчивой традиции, дожившей и до наших дней. Эта узко-эмпирическая традиция в философии устраняет реальную проблему, выставленную Платоном, не понимая ее действительной сути, сводя ее к существующему в воображении психическому состоянию отдельной личности.
Подобная терминологическая и теоретическая позиция связана с представлением, будто «на самом деле» существуют лишь единичные, чувственно-воспринимаемые «вещи», а всякое всеобщее есть лишь фантом воображения, лишь психический феномен, воспринимаемый индивидом как некоторое «сходство» многих чувственно-воспринимаемых вещей. Интересы критики этого взгляда по существу побудили Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля отвергнуть эмпирическое толкование «идельного» и обратиться к специально-теоретическому анализу этого важнейшего понятия. Дело в том, что простое отождествление «идеального» с «психическим вообще» не давало возможности сформулировать специально-философскую проблему – проблему объективности и истинности всеобщих теоретических определений действительности, то есть природу факта их абсолютной независимости от человека и человечества, - иначе говоря, проблему истинности всеобщего, понимаемого как закон, остающийся инвариантным для целых формаций, эпох и народов.
Следовательно, под «идеальным» имеется в виду фиксируемое соотношение между материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, точнее всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его эмпирических изменениях. «Идеальное», понимаемое таким образом - в «чистом виде» выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры.
Именно эта сфера явлений – коллективно-созидаемый людьми духовный мир, внутри себя организованный и расчлененный мир исторически складывающихся и социально зафиксированных («узаконенных») всеобщих представлений о «реальном» мире - и противостоит индивидуальной психике как некоторый особый и своеобразный мир – как «идеальный мир вообще», как «идеализированный» мир.
«Идеальное», понимаемое таким образом, конституируется в особую – «чувственно-сверхчувственную» – реальность.
Тем не менее, это – мир представлений, а не действительный (материальный) мир, как и каким он существует до, вне и независимо от человека и человечества. Это – действительный (материальный) мир как и каким он представлен в исторически сложившемся, в исторически изменяющемся общественном (коллективном) сознании людей, в «коллективном» – безличном – «разуме», в исторически сложившихся формах выражения этого «разума».
Немецкая классическая философия потому-то и сделала огромный шаг вперед в научном уразумении природы «идеальности», что впервые после Платона перестала рассматривать «идеальность» столь узкопсихологически, как английкий эмпиризм, и хорошо поняла, что идеальное вообще ни в коем случае не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц» и тем самым истолковано просто как собирательное название для этих состояний.
Выводы
Таким образом, идеальное есть особая объективная реальность, фиксирующая особый род отношений между материальными объектами, внутри которого один объект выступает в качестве представителя всеобщей природы другого объекта, его всеобщей формы и закономерностей.
Идеальное – это действительный мир в том его аспекте, как он представлен в исторически сложившихся формах культуры.
Методические рекомендации к лекции
При работе над данной лекцией обратите внимание на важность проблемы сознания, обусловленную ее методологическим значением – связью с основным вопросом философии, позволяющим рассмотреть мировоззренческую противоположность двух подходов – материализма и идеализма. Необходимо помнить, что в философской литературе понятие «сознание» употребляется далеко не однозначно.
Для более глубокого понимания проблемы необходимо обращение к истории философии, к историческим формам решения этого вопроса на различных этапах развития человеческой культуры. При анализе человеческого сознания необходимо учитывать его важнейшую особенность в отличие от психики высших животных – его творческую активность.
Литература
1. Введение в философию. Под ред И.В. Фролова. – М., 1990. – С. 288-312.
2. Ильенков Э.В. «Идеальное». Философская энциклопедия. - Т. 2. -1962.
3. Мамардашвили М.К. «Сознание как философская проблема» – «Вопросы философии». 1992, № 12. – С. 67-78..
4. Платон «Пир». Сочинения. - Т.1. 1973. – С. 45-67.
5. Фрейд З. «Психология бессознательного». - М., - 1990.
6. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 - М., 1996, стр.222-237.
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Почему сознание называют «вечным вопросом философии»?
2. Каковы особенности мифологического и религиозного представления о происхождении и сущности сознания?
3. Сознание как комплексная проблема науки и культуры.
Репродуктивно-практический уровень.
1. Раскройте сущность платоновского понимания идеального как универсального.
2. В чем смысл редукционистского толкования идеального в философии эмпиризма.
3. Раскройте специфику диалектико-материалистического понимания идеального.
Творческий уровень:
1. Проанализируйте различие между психическим, индивидуальным знанием и всеобщим, объективным знанием.
2. Раскройте значение идеального как объяснительного принципа сознания.
3. Проследите генезис и тенденции развития проблемы идеального в истории философии.
1. Проблема сознания в философии.
2. Категория «идеального» в философии.
3. Идеальное в философии Платона.
4. Эмпирическая традиция в философии и проблема идеального.
Проблема сознания – это «вечный вопрос» философии, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Но все они связаны с решением единой проблемы: анализ сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Строго говоря, сознание - это комплексная проблема науки, культуры.
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и той ответственности, которую налагает сознание на человека.
Сознание с самого начала является общественным продуктом, оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. С сознанием в широком смысле слова, конечно следует связывать и представление о самосознании. Развитие сложных форм самосознания происходит на достаточно поздних этапах истории человеческого сознания, где самосознание приобретает известную самостоятельность.
Важнейшей предпосылкой генетического прослеживания истоков сознания является анализ отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе предметно-практической деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир.
Важнейшим свойством образов отражения, характеризующим их содержание, является идеальность. В философии понятие идеальности используется для обозначения способа существования, который характерен для содержания образа, т. е. представленности в образе объективной реальности.
Проблема идеальности всегда была аспектом проблемы объективности («истинности») знания. Теоретическая разработка категории «идеального» в философии была вызвана необходимостью установить и понять различие между психическими состояниями отдельной личности и всеобщими и необходимыми, и в силу этого объективными, формами знания и познания человеком независимо от него существующей действительности. Например, - математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания – то есть «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики. Эта своеобразная категория явлений, обладающих особого рода объективностью, то есть очевидной независимостью от индивида с его телом и «душой», принципиально отличающейся от объективности чувственно-воспринимаемых индивидом единичных вещей, и была обозначена философией как идеальность явлений, как идеальное вообще.
В этом смысле идеальное фигурирует уже у Платона, которому человечество обязано выделением этого круга явлений в особую категорию. «Идеи» Платона – это не просто любые состояния человеческой «души» («психики»), это – непременно универсальные, общезначимые образы-схемы, противостоящие отдельной «душе» как обязательный для каждой «души» закон, с требованиями которого каждый индивид вынужден считаться. Платон совершенно справедливо выделил их в особую категорию: все это всеобщие нормы той культуры, внутри которой просыпается к жизни отдельный индивид и требования которой он вынужден усваивать как обязательный для себя закон своей собственной жизнедеятельности. Выделив явления этой особой действительности, неведомой животному и человеку в первобытно-естественном состоянии, в специальную категорию, Платон и поставил перед человечеством реальную, и очень нелегкую, проблему – проблему «природы» этих своеобразных явлений, природы мира «идей», идеального мира.
Позднее – в русле эмпиризма (Локк, Беркли, Юм) – «идея» и «идеальное» превратились в простое собирательное название для любого психического феномена, любого состояния отдельной «души». Это словоупотребление приобрело силу достаточно устойчивой традиции, дожившей и до наших дней. Эта узко-эмпирическая традиция в философии устраняет реальную проблему, выставленную Платоном, не понимая ее действительной сути, сводя ее к существующему в воображении психическому состоянию отдельной личности.
Подобная терминологическая и теоретическая позиция связана с представлением, будто «на самом деле» существуют лишь единичные, чувственно-воспринимаемые «вещи», а всякое всеобщее есть лишь фантом воображения, лишь психический феномен, воспринимаемый индивидом как некоторое «сходство» многих чувственно-воспринимаемых вещей. Интересы критики этого взгляда по существу побудили Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля отвергнуть эмпирическое толкование «идельного» и обратиться к специально-теоретическому анализу этого важнейшего понятия. Дело в том, что простое отождествление «идеального» с «психическим вообще» не давало возможности сформулировать специально-философскую проблему – проблему объективности и истинности всеобщих теоретических определений действительности, то есть природу факта их абсолютной независимости от человека и человечества, - иначе говоря, проблему истинности всеобщего, понимаемого как закон, остающийся инвариантным для целых формаций, эпох и народов.
Следовательно, под «идеальным» имеется в виду фиксируемое соотношение между материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, точнее всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его эмпирических изменениях. «Идеальное», понимаемое таким образом - в «чистом виде» выявляется и фиксируется только в исторически сложившихся формах духовной культуры.
Именно эта сфера явлений – коллективно-созидаемый людьми духовный мир, внутри себя организованный и расчлененный мир исторически складывающихся и социально зафиксированных («узаконенных») всеобщих представлений о «реальном» мире - и противостоит индивидуальной психике как некоторый особый и своеобразный мир – как «идеальный мир вообще», как «идеализированный» мир.
«Идеальное», понимаемое таким образом, конституируется в особую – «чувственно-сверхчувственную» – реальность.
Тем не менее, это – мир представлений, а не действительный (материальный) мир, как и каким он существует до, вне и независимо от человека и человечества. Это – действительный (материальный) мир как и каким он представлен в исторически сложившемся, в исторически изменяющемся общественном (коллективном) сознании людей, в «коллективном» – безличном – «разуме», в исторически сложившихся формах выражения этого «разума».
Немецкая классическая философия потому-то и сделала огромный шаг вперед в научном уразумении природы «идеальности», что впервые после Платона перестала рассматривать «идеальность» столь узкопсихологически, как английкий эмпиризм, и хорошо поняла, что идеальное вообще ни в коем случае не может быть сведено к простой сумме «психических состояний отдельных лиц» и тем самым истолковано просто как собирательное название для этих состояний.
Выводы
Таким образом, идеальное есть особая объективная реальность, фиксирующая особый род отношений между материальными объектами, внутри которого один объект выступает в качестве представителя всеобщей природы другого объекта, его всеобщей формы и закономерностей.
Идеальное – это действительный мир в том его аспекте, как он представлен в исторически сложившихся формах культуры.
Методические рекомендации к лекции
При работе над данной лекцией обратите внимание на важность проблемы сознания, обусловленную ее методологическим значением – связью с основным вопросом философии, позволяющим рассмотреть мировоззренческую противоположность двух подходов – материализма и идеализма. Необходимо помнить, что в философской литературе понятие «сознание» употребляется далеко не однозначно.
Для более глубокого понимания проблемы необходимо обращение к истории философии, к историческим формам решения этого вопроса на различных этапах развития человеческой культуры. При анализе человеческого сознания необходимо учитывать его важнейшую особенность в отличие от психики высших животных – его творческую активность.
Литература
1. Введение в философию. Под ред И.В. Фролова. – М., 1990. – С. 288-312.
2. Ильенков Э.В. «Идеальное». Философская энциклопедия. - Т. 2. -1962.
3. Мамардашвили М.К. «Сознание как философская проблема» – «Вопросы философии». 1992, № 12. – С. 67-78..
4. Платон «Пир». Сочинения. - Т.1. 1973. – С. 45-67.
5. Фрейд З. «Психология бессознательного». - М., - 1990.
6. Философия: курс лекций. А.А.Радугин. Изд. 2 - М., 1996, стр.222-237.
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Почему сознание называют «вечным вопросом философии»?
2. Каковы особенности мифологического и религиозного представления о происхождении и сущности сознания?
3. Сознание как комплексная проблема науки и культуры.
Репродуктивно-практический уровень.
1. Раскройте сущность платоновского понимания идеального как универсального.
2. В чем смысл редукционистского толкования идеального в философии эмпиризма.
3. Раскройте специфику диалектико-материалистического понимания идеального.
Творческий уровень:
1. Проанализируйте различие между психическим, индивидуальным знанием и всеобщим, объективным знанием.
2. Раскройте значение идеального как объяснительного принципа сознания.
3. Проследите генезис и тенденции развития проблемы идеального в истории философии.