Решение проблем психологической безопасности во время чрезвычайного проишествия
Исследователи проблемы психологической безопасности в ЧС выделяют 3 периода, в которых особенно уязвима психика человека:
Первый — непосредственно в момент катастрофы. У человека обостряются все инстинкты, вплоть до животных, чаще всего превалирует чувство самосохранения. Реакции человека становятся не типичными для него в обычной жизни. В основе этих реакций лежит «животный» страх.
Второй — при развертывании спасательных работ. Человек начинает осознавать ситуацию (потеря крова, имущества, близких людей). Стресс продолжается под воздействием осознанного, плюс боязнь повторения случившегося, неоправданные надежды на помощь.
Третий — после устранения непосредственной угрозы жизни происходит переоценка ценностей, необходимость приспособиться к новым условиям жизни. При наличии серьезных потерь в этот период могут сформироваться довольно стойкие психогенные расстройства.
Специалисты разделяют санитарные потери в очагах массового
поражения по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.
Практически все пострадавшие, независимо от тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавшим с легкими и до 100% с тяжелыми психогенными.
Из опыта известно, что наибольшие затруднения возникают именно при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим, то есть выявление пострадавших с острым психическим возбуждением, обеспечение их безопасности и безопасности окружающих, исключение возможности возникновения массовых панических реакций.
В экстремальных ситуациях часто деятельность целых коллективов, на которые возлагаются те или иные обязанности по их предотвращению или ликвидации, зависит от поступков конкретного человека.
Малейшая растерянность и проявление страха в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь, это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности окружающих парализует волю.
Необходимо знать, что в этих условиях от морально-психологической устойчивости, выдержки и решительности руководителя в немалой степени будет зависеть, как будут проведены и выполнены спасательные работы.
Преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое необходимо сделать. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ — все это поднимает человека в собственных глазах и во мнении общества в целом. Для этого, в первую очередь, необходима психическая закалка человека, которая препятствует развитию паники, позволяет мгновенно собраться, сконцентрировать свою волю и найти единственно правильный выход из трудной ситуации.
Все эти качества, как правило, формируются в ходе психологической подготовки, которая подразумевает постоянную готовность к деятельности в экстремальной ситуации и включает следующие моменты:
1. Способность психологически противостоять действию мощных стрессорных факторов.
2. Способность осуществлять привычную целесообразную деятельность в этих условиях.
3. Способность выбирать оптимальную стратегию поведения, способность к инициативе и к творческому подходу.
4. Способность оказывать успокаивающее или мобилизующее |влияние на окружающих, обладать навыками регуляции собственного поведения и психического состояния.
5. Наличие сбалансированной установки на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально.
Реализуются данные принципы путем практической отработки обучаемыми различных по содержанию учебных задач, моделирующих те или иные стороны жизнедеятельности в трудных ситуациях.
Наиболее эффективными методами подготовки является тренинг в реальных ситуациях (люди выполняют тот вид деятельности, к которому их готовят, причем, в условиях, воспринимаемых ими как реальные).
Это могут быть действительно реальные ситуации ликвидации
стихийных бедствий и производственных аварий, а также специально моделируемые ситуации, воспринимаемые обучаемыми как реальные. Исходя из статистики аварий, катастроф и стихийных бедствий, можно сделать вывод о том, что часть из тех людей, что в них погибли, могли бы жить, действуй они более хладнокровно и расчетливо. Для этого необходима заблаговременная психологическая подготовка населения.
Первый — непосредственно в момент катастрофы. У человека обостряются все инстинкты, вплоть до животных, чаще всего превалирует чувство самосохранения. Реакции человека становятся не типичными для него в обычной жизни. В основе этих реакций лежит «животный» страх.
Второй — при развертывании спасательных работ. Человек начинает осознавать ситуацию (потеря крова, имущества, близких людей). Стресс продолжается под воздействием осознанного, плюс боязнь повторения случившегося, неоправданные надежды на помощь.
Третий — после устранения непосредственной угрозы жизни происходит переоценка ценностей, необходимость приспособиться к новым условиям жизни. При наличии серьезных потерь в этот период могут сформироваться довольно стойкие психогенные расстройства.
Специалисты разделяют санитарные потери в очагах массового
поражения по степени тяжести на легкие, средние и тяжелые.
Практически все пострадавшие, независимо от тяжести клинической картины, нуждаются в доврачебной помощи. Первая врачебная помощь необходима 65% пострадавшим с легкими и до 100% с тяжелыми психогенными.
Из опыта известно, что наибольшие затруднения возникают именно при организации первой медицинской и доврачебной помощи пострадавшим, то есть выявление пострадавших с острым психическим возбуждением, обеспечение их безопасности и безопасности окружающих, исключение возможности возникновения массовых панических реакций.
В экстремальных ситуациях часто деятельность целых коллективов, на которые возлагаются те или иные обязанности по их предотвращению или ликвидации, зависит от поступков конкретного человека.
Малейшая растерянность и проявление страха в момент развития стихийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь, это относится к должностным лицам, обязанным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности окружающих парализует волю.
Необходимо знать, что в этих условиях от морально-психологической устойчивости, выдержки и решительности руководителя в немалой степени будет зависеть, как будут проведены и выполнены спасательные работы.
Преодолению страха способствует, прежде всего, чувство личной ответственности, осознание значимости дела, которое необходимо сделать. Опасность и риск для здоровья, важность выполняемых работ — все это поднимает человека в собственных глазах и во мнении общества в целом. Для этого, в первую очередь, необходима психическая закалка человека, которая препятствует развитию паники, позволяет мгновенно собраться, сконцентрировать свою волю и найти единственно правильный выход из трудной ситуации.
Все эти качества, как правило, формируются в ходе психологической подготовки, которая подразумевает постоянную готовность к деятельности в экстремальной ситуации и включает следующие моменты:
1. Способность психологически противостоять действию мощных стрессорных факторов.
2. Способность осуществлять привычную целесообразную деятельность в этих условиях.
3. Способность выбирать оптимальную стратегию поведения, способность к инициативе и к творческому подходу.
4. Способность оказывать успокаивающее или мобилизующее |влияние на окружающих, обладать навыками регуляции собственного поведения и психического состояния.
5. Наличие сбалансированной установки на то, что наступление чрезвычайных обстоятельств возможно, но не фатально.
Реализуются данные принципы путем практической отработки обучаемыми различных по содержанию учебных задач, моделирующих те или иные стороны жизнедеятельности в трудных ситуациях.
Наиболее эффективными методами подготовки является тренинг в реальных ситуациях (люди выполняют тот вид деятельности, к которому их готовят, причем, в условиях, воспринимаемых ими как реальные).
Это могут быть действительно реальные ситуации ликвидации
стихийных бедствий и производственных аварий, а также специально моделируемые ситуации, воспринимаемые обучаемыми как реальные. Исходя из статистики аварий, катастроф и стихийных бедствий, можно сделать вывод о том, что часть из тех людей, что в них погибли, могли бы жить, действуй они более хладнокровно и расчетливо. Для этого необходима заблаговременная психологическая подготовка населения.