Menu
Искусство и культура Возрождения.
1. Введение. Культура итальянских городов ― основа Возрождения. Значение термина. Периодизация. Итальянский гуманизм. Флоренция ― родина Возрождения.
Раннее Возрождение. Флорентийская живопись первой половины XV века. Реформа Мазаччо. Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине, фреска «Троица» в церкви Санта Мария Новелла. Приёмы ракурсного построения фигуры, прямая перспектива. Распространение новой живописной манеры: Фра Анджелико, Беноццо Гоццоли, Паоло Учелло, Андреа Кастаньо.
2. Скульптура XV века. Конкурс 1401 года. Гиберти. Восточные двери Флорентийского Баптистерия. Развитие живописного рельефа. Античные традиции в скульптуре. Донателло. Образы Донателло как воплощение гуманистических идеалов. Св.Георгий. Пророки для колокольни Флорентийского собора, Благовещение в церкви Санта Кроче. Давид (Флоренция), конная статуя кондотьера Гаттамелаты, рельефы Падуанского собора (Падуя). Вероккио. Давид, статуя кондотьера Коллеоне в Венеции.
3. Архитектура Кватроченто. Поиски совершенных центрических форм храма, обращение к античному наследию, возрождение ордера. Брунеллески. Капелла Пацци. Купол собора Санта Мария дель Фиоре, церкви Сан Лоренцо и Санто Спирито, Оспедале дельи инноченти. Тип палаццо: Брунеллески - Палаццо Питти, Микелоццо Микелоцци. Палаццо Медичи - Риккарди. Альберти ― раннеренессансный тип универсального человека, гуманист, теоретик, архитектор. Трактат Альберти «Десять книг об архитектуре». Темпьо Малатестиана в Римини, церковь сант Андреа в Мантуе, Палаццо Строцци во Флоренции.
4. Итальянская живопись второй половины XV века. Распространение идей Возрождения по всей Италии. Особенности живописи Кватроченто. Пьеро делла Франческа: идеальные образы, поиски гармонии, колористическая утонченность. «Крещение», фресковый цикл в капелле Животворящего Креста в Ареццо, портрет Федериго да Монтефельтро. Андреа Мантенья: «Святой Себастьян» ― античное совершенство формы и готический трагизм, фрески парадной спальни дворца в Мантуе ― первый светский цикл росписей с портретами современников и иллюзионистическим решением плафона, трагизм позднего Мантеньи ― «Мёртвый Христос». Антонелло да Мессина ― синтез итальянского и нидерландского исскуства. «СВ. Иероним в келье», «Святой Себастьян», портреты.
5. Боттичели: яркая индивидуальная манера, хрупкость и философская глубина образов. «Мадонна дель Манификат», «Весна», «Рождение Венеры», «Алтарь Санта Барнаба», иллюстрации к Данте.
6. Высокое Возрождение. Хронологические рамки. Леонардо да Винчи ― универсальный талант, художник и учёный. «Мадонна Бенуа» завершение традиций Кватроченто. « Мадонна в гроте» ― новый тип алтарного образа. «Тайная Вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария делла грация в Милане ― новизна композиционного решения и глубина психологической трактовки образов. Картон «Битва при Ангиари». «Джоконда» ― образ совершенства мира и человека, проблемы истолкования.
7. Рафаэль Санти. Становление гения. Периоды ― Урбино, Перуджа, Флоренция, Рим. Композиционное мастерство монументалиста, обобщённая форма, колористическое мастерство, возвышенность идеала. Развитие образа Мадонны: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна Гран Дука», «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в кресле», «Сикстинская Мадонна». Портрет в творчестве Рафаэля. Фресковый цикл Станц в Ватикане ― «Афинская школа». Лоджия Рафаэля. «Триумф Галатеи» в палаццо Киджи в Риме ― идеальное решение античного сюжета.
Маньеризм. Россо Фьорентино. Понтормо. Пармиджанино. Проблема оценочной интерпретации маньеризма.
8. Микельанджело Буонаротти ― титан Возрождения. Многогранность Микельанджело. Особенности пластического языка и творческого метода. Гражданский пафос, от совершенства до трагедии идеалов Возрождения. Скульптура: «Пьета» в Риме, «Давид», замысел гробницы папы Юлия II ― Моисей, «Рабы», Капелла Медичи во Флоренции ― сложность и философская глубина замысла, предвестие барокко. Живопись: плафон Сикстинской Капеллы в Риме ― новизна замысла, монументализм, пластическая выразительность. «Страшный суд» в Сикстинской Капелле ― необычность решения традиционной иконографии, трагизм поздних образов. Архитектура: купол Собора Святого Петра в Риме, вестибюль библиотеки Лауренциана во Флоренции, площадь капитолия в Риме. Влияние архитектуры Микельанджело на архитектуру Европы.
9. Своеобразие Высокого Возрождения в Венеции. Господствующая роль живописи, особенности колорита, световоздушная перспектива, роль пейзажа. Джованни Беллини «Мадонна со святыми» из церкви Сан Дзакария, Триптих из церкви Ферари. Джорджоне: «поэзии» ― становление картины как вида живописи. «Юдифь», «Спящая Венера», «Гроза». Сложность атрибуции ― «Сельский концерт». Тициан ― глава венецианской школы живописи, создатель европейского колоризма. Разнообразие тем и жанров. «Ассунта» - моументализм. «Динарий кесаря» ― картина на евангельский сюжет, проблема нравственного противостояния. Дальнейшая разработка идеального образа «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом». Портреты Тициана: психологизм, живописное мастерство, разнообразие решений, начало европейского парадного портрета.
Позднее Возрождение. Тинторетто: цикл Св.Марка, цикл в Скуола ди Сан Рокко. Веронезе «Брак в Кане Галилейской» и др.
10. Архитектура Высокого Возрождения. Браманте. Ясность решений. Темпьетто ― идеал храма эпохи Возрождения. Дворцы Ватикана. Проект Собора Святого Петра в Риме . Палладио. Трактат «Пять книг об архитектуре». Базилика в Виченце, вилла Ротонда ― образец применения античных традиций в светской архитектуре.
11. Искусство Возрождения в Центральной Европе. Особенности Возрождения в Центральной Европе, его отличие от итальянского. Термин «новое искусство» как синоним. Значение наследия средневековья. Развитие городов. «Открытие мира и человека» как основное содержание искусства Возрождения.
Нидерланды. Братья Лимбурги «Миниатюры Часослова герцога Беррийского». Ян ван Эйк ― великий художник Нидерландов. Гентский Алтарь, его структура, новая трактовка образов, развитие техники масляной живописи. «Мадонна канцлера Роллена» ― сложность смысла и живописное мастерство. Портрет четы Арнольфини ― уникальность замысла, символическая характеристика реальной предметной среды.
Нидерландское искусство XV века. Робер Кампен. Рогир ван дер Вейден. Мемлинг.
12. Нидерландское искусство конца XV ― XVI вв. Кризис мировоззрения. Иеронимус Босх, связь его искусства с народными традициями, безудержность мрачных фантазий, острота социальной критики, своеобразие живописных приёмов. Искусство первой половины XVI века ― традиционалисты и романисты. Питер Брейгель Старший ― становление национального самосознания. Связь с мировоззрением протестантизма и народной освободительной борьбой. Развитие самостоятельной картины как вида искусства. Разнообразие тем. «Битва Поста и Масленицы», «Игры детей» ― продолжение босховских традиций. «Падение Икара», цикл «Времена года», «Крестьянский танец», «Слепые».
13. Искусство Возрождения в Германии XV ― XVI вв. Особенности развития немецкого искусства, длительное влияние готики. Развитие городов, изобретение книгопечатания. Влияние протестантизма. Альбрехт Дюрер ― крупнейший художник немецкого Возрождения. Циклы гравюр «Апокалипсис», «Жизнь Иисуса» ― смысловая насыщенность, развитие техники ксилографии. Гравюры на металле: «Адам и Ева», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Св. Иероним в келье», «Меланхолия» ― совершенство техники, сложность смыслов, образная выразительность. Живопись: автопортреты. Алтарь «Праздние чёток», «Четыре апостола».
14. Немецкое искусство XVI века. Разнообразие индивидуальностей. Грюневальд ― мрачный мистицизм. Лукас Кранах ― своеобразие изображений Мадонны, куртуазность, античные сюжеты, мастерство портрета. Ганс Гольбейн Младший ― последний художник немецкого Возрождения. Графический цикл «Пляски смерти». Ренессансный интерес к личности. Портреты Эразма Роттердамского. Портреты английского периода: «Георг Гисе», «Шарль де Моретт», «Французские послы», портреты короля Генриха VII и членов его семьи.
29.08.2011 11:15 Искусство Артем 1849 3879 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход