Социология в России и Казахстане.
Русская дореволюционная социологическая мысль, еще не изученная до конца и не по достоинству не оцененная, начинала свое развитие с того же теоретического уровня, на котором находилась тогда европейская социология. Идеи О. Конта были изучены в России: передовая интеллигенция тянулась ко всему новому.
На первом этапе (60-80-е гг. XIX в.) в русской социологии доминировал позитивизм. Позитивизм привлекал не только научным, но и социальным пафосом – желанием переделать общество на строго научных основах. Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовала земская статистика – опросы крестьян, изучение их хозяйственного уклада и образа жизни. На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.
Позитивистская социология была представлена в России различными направлениями: географическая школа ( Л.И. Мечников), органицизм ( А.И. Стронин), психологизм ( субъективная школа: П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н.И. Кареев, С. Н. Южаков)
На втором этапе (вторая половина 80-х гг. –90-е гг XIX в.) развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Представителями антипозитивизма были Б.А. Кистяковский, П.И. Новогородцев, Л.И. Петражицкий.
Третий этап развития русской социологии ограничен первыми десятилетиями XX в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая и др.). Центральной темой их исследования стали структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.
Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии , необходимо назвать Питирима Сорокина (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – беспрецедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927 г.) признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Автор рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.
Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Ко второй половине 20-х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. В духовной области прочно утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. Тем не менее, 20-е гг. дали замечательных мыслителей – выдающегося экономиста и социалиста в сфере экономической социологии Н.Д. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А.К. Гастева, замечательного ученого С.Г. Струмилина, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджета времени. Все это люди с мировым именем.
Первые попытки возрождения социологии в России были предприняты в 60-е годы. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А. Г. Здравомыслова. Ю.В. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и другим в стране расширились масштабы социологических исследований. Предметом их были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. 6 июня 1989г. в МГУ был открыт первый социологический факультет в СССР. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические исследования» - в рамках «круглых столов» и в специально созданной рубрике «Кафедра».
Социальные идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к самой древности. История развития социологии в Казахстане в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-социальных исследований недалекого будущего. Социальная жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану. Одним из видных мыслителей своего времени является Жусуп Баласагуни, который жил в Х1 в. во времена расцвета караханидов. Баласагуни большое внимание уделяет вопросам, способам и методам управления. Государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.
Другим социальным философом периода расцвета караханидского каганата является Махмут Кашгари, который акцентирует внимание на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни.
Большое влияние на формирование социальных взглядов казахской интеллигенции сыграл присоединение Казахстана к России в 30-40 –е годы ХУ111 в. Среди европейски образованных ученых особо блистают имена Ч. Валиханова, С. Бабаджанова, И. Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая. После революции 1917 года в России происходит и размежевание в социальных взглядах казахской интеллигенции. Казахская либерально-демократической интеллигенция представлена в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др.
В настоящее время в нашей стране состоялась институционализация социологии. В ведущих вузах Казахстана открыты кафедры и подготовлены сотни специалистов. В последние десять лет защищено несколько десятков докторских и кандидатских диссертаций. Открылся ряд частных исследовательских структур. Произошла определенная дифференциация отраслей социологии. Значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли такие ученые как М. Аженов, Г. Акмагамбетов, Н. Аитов, И. Айтимбет, Б. Бектурганова, К. Биекенов, К. Габдуллина, Л. Гуревич, С. Жусупов, С. Оспанов, А. Рогачев, А. Рузанов, З. Шпукенова и другие.
Спецификой развития социологии в нашей стране является то, что на первом этапе ею занимались в основном специалисты в области социальной философии. Это отражало общее состояние в бывшем СССР. Потребность в серьезной теоретической разработке таких важнейших соцйиологических проблем, как социальная структура общества, этнические отношения, механизмы самоидентификации, культурная фрагментация общества, бедность и транзитность весьма велика. Именно теории среднего уровня остаются слабым местом казахстанской социологии. Создана Ассоциация социологов Казахстана, целью которой является: 1. интеграция в международные социологические структуры; 2. создание учебных пособий по социологии; 3. поддержка молодых социологов; 4. знакомство широкой аудитории с современной социологической мыслью.
На первом этапе (60-80-е гг. XIX в.) в русской социологии доминировал позитивизм. Позитивизм привлекал не только научным, но и социальным пафосом – желанием переделать общество на строго научных основах. Новое знание, основанное на статистических расчетах, объявлялось позитивистским, или материалистическим. Во многом продвижению точного метода в социальных науках способствовала земская статистика – опросы крестьян, изучение их хозяйственного уклада и образа жизни. На становление социологии оказали влияние усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, дифференциация в крестьянской среде, рост численности рабочего класса.
Позитивистская социология была представлена в России различными направлениями: географическая школа ( Л.И. Мечников), органицизм ( А.И. Стронин), психологизм ( субъективная школа: П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н.И. Кареев, С. Н. Южаков)
На втором этапе (вторая половина 80-х гг. –90-е гг XIX в.) развиваются марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Представителями антипозитивизма были Б.А. Кистяковский, П.И. Новогородцев, Л.И. Петражицкий.
Третий этап развития русской социологии ограничен первыми десятилетиями XX в. В этот период распространяется неопозитивизм, сочетающий функционализм и эмпирические исследования. (Г.П. Зеленый, А.С. Звоницкая и др.). Центральной темой их исследования стали структура «социального взаимодействия» и изучение элементов среды в виде социальных групп и слоев.
Среди самых выдающихся имен, которые Россия дала мировой социологии , необходимо назвать Питирима Сорокина (1889 – 1968), которого в силу универсальности охвата социологической проблематики, значения теоретического и методологического вклада в мировую социологию можно сравнить разве что с Вебером. Именно этот мыслитель, родившийся в России, а умерший в США, прославил российскую социологию. Его книга «Социальная и культурная динамика» (1937 г.) – беспрецедентный по объему научный труд, превзошедший «Капитал» К. Маркса. Другая его книга «Социальная мобильность» (1927 г.) признана мировой классикой. Сорокин констатировал кризисное состояние современной культуры, проанализировал различные его причины и формы. В качестве путей выхода из кризиса ученый предлагал нравственно религиозное возрождение человечества на основе «альтруистической любви» как главной и абсолютной ценности. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Автор рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство, заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека.
Высылка в 1922 г. большой группы ученых из России сразу сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Ко второй половине 20-х гг. общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. В духовной области прочно утвердились принципы, проповедуемые сторонниками Пролеткульта. Тем не менее, 20-е гг. дали замечательных мыслителей – выдающегося экономиста и социалиста в сфере экономической социологии Н.Д. Кондратьева, автора социальной инженерии и самой эффективной по тем временам системы НОТ А.К. Гастева, замечательного ученого С.Г. Струмилина, написавшего фундаментальные труды по социальной истории общественного труда и бюджета времени. Все это люди с мировым именем.
Первые попытки возрождения социологии в России были предприняты в 60-е годы. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А. Г. Здравомыслова. Ю.В. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и другим в стране расширились масштабы социологических исследований. Предметом их были социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи. 6 июня 1989г. в МГУ был открыт первый социологический факультет в СССР. Проблемы социологического образования постоянно обсуждаются в журнале «Социологические исследования» - в рамках «круглых столов» и в специально созданной рубрике «Кафедра».
Социальные идеи и учения казахского народа имеют давнюю традицию, восходящую к самой древности. История развития социологии в Казахстане в полном объеме еще не изучена, это предмет историко-социальных исследований недалекого будущего. Социальная жизнь древнетюркской общины строилась на многоступенчатой системе подчинения, где власть принадлежит хану. Одним из видных мыслителей своего времени является Жусуп Баласагуни, который жил в Х1 в. во времена расцвета караханидов. Баласагуни большое внимание уделяет вопросам, способам и методам управления. Государством, общественно-политическим положениям и законам, с помощью которых регулируются взаимоотношения между людьми.
Другим социальным философом периода расцвета караханидского каганата является Махмут Кашгари, который акцентирует внимание на важности знания, воспитанности, нравственности в построении общественной жизни.
Большое влияние на формирование социальных взглядов казахской интеллигенции сыграл присоединение Казахстана к России в 30-40 –е годы ХУ111 в. Среди европейски образованных ученых особо блистают имена Ч. Валиханова, С. Бабаджанова, И. Алтынсарина и самородка казахской культуры Абая. После революции 1917 года в России происходит и размежевание в социальных взглядах казахской интеллигенции. Казахская либерально-демократической интеллигенция представлена в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова, М. Дулатова и др.
В настоящее время в нашей стране состоялась институционализация социологии. В ведущих вузах Казахстана открыты кафедры и подготовлены сотни специалистов. В последние десять лет защищено несколько десятков докторских и кандидатских диссертаций. Открылся ряд частных исследовательских структур. Произошла определенная дифференциация отраслей социологии. Значительный вклад в развитие отечественной социологии внесли такие ученые как М. Аженов, Г. Акмагамбетов, Н. Аитов, И. Айтимбет, Б. Бектурганова, К. Биекенов, К. Габдуллина, Л. Гуревич, С. Жусупов, С. Оспанов, А. Рогачев, А. Рузанов, З. Шпукенова и другие.
Спецификой развития социологии в нашей стране является то, что на первом этапе ею занимались в основном специалисты в области социальной философии. Это отражало общее состояние в бывшем СССР. Потребность в серьезной теоретической разработке таких важнейших соцйиологических проблем, как социальная структура общества, этнические отношения, механизмы самоидентификации, культурная фрагментация общества, бедность и транзитность весьма велика. Именно теории среднего уровня остаются слабым местом казахстанской социологии. Создана Ассоциация социологов Казахстана, целью которой является: 1. интеграция в международные социологические структуры; 2. создание учебных пособий по социологии; 3. поддержка молодых социологов; 4. знакомство широкой аудитории с современной социологической мыслью.
Основная литература:
Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 –127.
Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73.
Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57.
Дополнительная литература:
А.А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
4. К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.