Menu
Современная западная социология.
Социологическая наука XX-XXI столетий представляет собой разнообразие школ и направлений, развитие которых было востребовано потребностями общественного прогресса. Во второй половине XX века промышленно развитые страны перешли в постиндустриальную стадию. Постиндустриальное общество востребовало новый тип работника, способного быстро осваивать новые профессии, ориентированного на духовные ценности. Это обусловило сдвиги в социальной структуре, преимущественным элементом которого становится средний класс. Происходит возрастание роли наукоемких и высокотехнологичных отраслей, которые в состоянии ориентироваться на изменения в потребительском спросе.
Первоначально необходимо было собрать эмпирический материал, который позволял понять и решить такие задачи как борьба с преступностью, безработицей, нищетой, неграмотностью и т.д. По этой причине первоначально до 40-х гг. XX в. в социологии преобладало эмпирическое направление. Конкретным выражением этого направления стала Чикагская школа эмпирической социологии в США.
Однако по мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в социологии возобладало фундаментальное направление (функционализм, конфликтология, феноменология и т.д.).
Эмпирическая социология представлена различными школами и направлениями. Целью данных исследований являлась выработка практических рекомендаций по совершенствованию тех или иных сторон жизни, исследуемых учеными на основе собранного эмпирического материала. Для его получения стали использовать полевые исследования, опрос, интервью. Возникала потребность интерпретировать собранный фактический материал.
В 30-е гг. XX в. в США достаточное распространение в социологии получило бихевиористское направление. Оно отвергало большие социальные общности как предмет социологии и рассматривало в качестве такового поведение индивида. Поведение индивида понималось как его реакция на поведение других людей. По мнению американского социолога Джорджа Мида необходимо рассматривать социальную жизнь в контексте теории социальной интеракции (взаимодействия). По Миду, в совокупности межиндивидуальных взаимодействий формируется общество и сознание индивида.
Важным направлением в эмпирической социологии является психологическое, которое объясняет общественные явления психическими факторами, действиями сознания. Основоположником психологического направления в социологии является Габриель Тард (1843-1904). Он полагал, что социология, изучая общество, должна исходить из психических отношений между индивидами. Основным процессом, составляющим их содержание, является подражание, посредством которого один человек берет пример с другого. Когда индивид находит новый способ поведения, ему подражают другие индивиды.
В противоположность теории подражания возникали концепции, стремившиеся ввести большее число психических фактов, которые могли бы более полно объяснить разнообразие общественных явлений. Автор теории инстинктов Мак-Дугалл объяснял социальные явления инстинктами, а инстинкт понимал как «наследуемую или врожденную психофизическую склонность, благодаря которой лицо, которому она присуща, обращает внимание на известного вида вещи, испытывает определенного рода эмоциональное воодушевление, когда замечает этот предмет, и определенным образом на него реагирует». Мак-Дугалл различает инстинкт избегания и эмоцию страха, инстинкт любознательности и эмоцию удивления, инстинкт борьбы и эмоцию гнева, инстинкт самоунижения и мечту утверждения, подкрепленные эмоциями покорности и надменности, родительский инстинкт и эмоцию нежности, а также инстинкт сплочения в группу. Основные инстинкты могут различным образом сочетаться, и на этой основе можно объяснить все общественные явления.
Тесно связана с этим психоаналитическая школа, создателем которой был Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, все существующие социальные явления возникли под влиянием одного основного социального влечения, имеющего индивидуальную природу, - полового влечения (либидо). Оно преобразует энергию в позитивные формы, такие, как наука, искусство и т.д.( этот процесс называется сублимацией), или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).
Одним из наиболее плодотворных вариантов классификаций направлений современной академической социологии был предложен шведским социологом П. Монсоном, выделяющим четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Основная литература:

Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. С. 30 –127.
Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. С. 49-73.
Социология. Учебник для вузов. Москва 2003г. 20-57.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
4. К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

08.05.2010 09:03 Социология Артем 1896 6005 0
Имя *:
Email: