Демократизация и политическая модернизация общества.
Материалы к лекции.
Термин «демократия» в переводе с греческого означает власть народа, или народовластие.
Первой наиболее развитой формой демократии считается сложившаяся в Древней Греции и Древнем Риме форма правления. В те времена все наиболее важные вопросы выносили на публичное обсуждение и принимались решения по вопросам: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в этих делах считалось не только правом, но и долгом каждого свободного гражданина.
Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима- верховенство закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав.
Вместе с тем античные мыслители видели опасные тенденции усиления власти стихийной, не обладающей высоким интеллектом, «толпы» ( эту власть определяют термином «охлократия»). Они считали разумным при демократическом правлении наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами. Дальнейшее развитие античной демократии подтвердило правоту их выводов: демократия в условиях увеличения доли низшего сословия – фетов - все больше превращалась в «буйство черни», и этот процесс привел вначале к олигархическому тираническому перевороту, а затем и к полной ликвидации античных цивилизаций.
Основные представления о демократии, сложившиеся с античных времен способствовали становлению современных концепций демократии.
В наиболее полной форме они были сформулированы на рубеже ХУ11-ХУ111 веков в концепциях демократии классического либерализма Т.Гоббса, Дж. Локка и Ш.Монтескье. Основные идеи сводились к следующим положениям:
- на догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии, человек жил по естественным законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Исходное состояние- это индивидуальная свобода;
- на определенном этапе эти отношения требуют закрепления в виде общественного договора, т.е. функции регулирования отношений между людьми передаются государству;
- власть делится на парламентскую, судебную и военную (по Дж. Локку) или на законодательную, исполнительную и судебную (по Ш.Монтескье). Такое разделение властей предупреждает злоупотребление со стороны правителей, предупреждает любые формы деспотизма.
Под политической модернизацией понимают политику придания социально-политической системе современного вида. По мнению американского политолога Р.Даля основным критерием модернизации выступает наличие в обществе конкурирующих элит и степень вовлеченности рядовых граждан в политику. Таким образом, в качестве магистрального направления политической модернизации выступает демократизация институтов политической системы и норм политической жизни.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.
2. Недостатки и достоинства демократии. Уроки демократии.
3. Проблемы демократизации казахстанского общества.
Литература.
1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
2.Ковлер А.И. Кризис демократии7 Демократия на рубеже ХХ1 века. М.,1997.
3.Даль Р.Введение в теорию демократии. М., 1992.
4. Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. А., 1997.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1999.
6. Смагулов Е.М. Основы политологии. Астана, 2001.
При рассмотрении первого вопроса покажите, что наиболее развитой формой демократии считается сложившаяся в Древней Греции и Древнем Риме форма правления. Покажите какая форма демократии была превалирующей.
Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима- верховенство закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав, но на всех ли распространялось это равенство? Почему философы Платон и Аристотель считали демократию наихудшей формой правления? Какие опасные тенденции они видели в демократии того времени?
Далее рассмотрите модель демократии в ее классическом варианте (Х1Х- начало ХХ в.) и покажите ее характерные черты. Какие конкретные шаги были сделаны на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав.
Покажите, что современная модель демократии выросла на основе либеральной классической демократии и наследует ее основополагающие принципы, но в то же время отличается от нее, покажите в чем. Рассмотрите в чем же более конкретно состоит специфика современной демократии, почему она называется плюралистической?
Во втором вопросе покажите, что развитие демократии процесс сложный и противоречивый. Проанализируйте высказывание Уинстона Черчилля: «Демократия – это наихудшая форма правления, если не считать всех других форм, когда-либо испрованных человечеством». Любая ли страна готова к демократии и что она способна дать обществу и отдельным людям? Существуют ли какие-то определенные условия для перехода к демократии?
В третьем вопросе рассматривая проблемы демократизации казахстанского общества, подробно изучите Конституцию Республики Казахстан. При анализе очень важно рассмотреть не только формально-юридическую сторону процессов демократизации нашего общества, но и фактическую.. Здесь главным является вопрос о факторах, обусловливающих реальный характер демократии или, что одно и то же, - о ее гарантиях. Рассмотрите объективные и субъективные факторы этого процесса.
Термин «демократия» в переводе с греческого означает власть народа, или народовластие.
Первой наиболее развитой формой демократии считается сложившаяся в Древней Греции и Древнем Риме форма правления. В те времена все наиболее важные вопросы выносили на публичное обсуждение и принимались решения по вопросам: утверждение законов, объявление войны и заключение мира, назначение высших должностных лиц, вынесение приговоров. Участие в этих делах считалось не только правом, но и долгом каждого свободного гражданина.
Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима- верховенство закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав.
Вместе с тем античные мыслители видели опасные тенденции усиления власти стихийной, не обладающей высоким интеллектом, «толпы» ( эту власть определяют термином «охлократия»). Они считали разумным при демократическом правлении наличие правящей элиты и предоставление гражданских прав различным группам населения в соответствии с их имущественным положением и профессиональными интересами. Дальнейшее развитие античной демократии подтвердило правоту их выводов: демократия в условиях увеличения доли низшего сословия – фетов - все больше превращалась в «буйство черни», и этот процесс привел вначале к олигархическому тираническому перевороту, а затем и к полной ликвидации античных цивилизаций.
Основные представления о демократии, сложившиеся с античных времен способствовали становлению современных концепций демократии.
В наиболее полной форме они были сформулированы на рубеже ХУ11-ХУ111 веков в концепциях демократии классического либерализма Т.Гоббса, Дж. Локка и Ш.Монтескье. Основные идеи сводились к следующим положениям:
- на догосударственном этапе человечество находилось в естественном состоянии, человек жил по естественным законам, обладал широким набором свобод и использовал их по своему усмотрению. Исходное состояние- это индивидуальная свобода;
- на определенном этапе эти отношения требуют закрепления в виде общественного договора, т.е. функции регулирования отношений между людьми передаются государству;
- власть делится на парламентскую, судебную и военную (по Дж. Локку) или на законодательную, исполнительную и судебную (по Ш.Монтескье). Такое разделение властей предупреждает злоупотребление со стороны правителей, предупреждает любые формы деспотизма.
Под политической модернизацией понимают политику придания социально-политической системе современного вида. По мнению американского политолога Р.Даля основным критерием модернизации выступает наличие в обществе конкурирующих элит и степень вовлеченности рядовых граждан в политику. Таким образом, в качестве магистрального направления политической модернизации выступает демократизация институтов политической системы и норм политической жизни.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Исторические формы демократии: античная, классическая и современная.
2. Недостатки и достоинства демократии. Уроки демократии.
3. Проблемы демократизации казахстанского общества.
Литература.
1.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
2.Ковлер А.И. Кризис демократии7 Демократия на рубеже ХХ1 века. М.,1997.
3.Даль Р.Введение в теорию демократии. М., 1992.
4. Бижанов А.Х. Республика Казахстан: демократическая модернизация общества переходного периода. А., 1997.
5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1999.
6. Смагулов Е.М. Основы политологии. Астана, 2001.
При рассмотрении первого вопроса покажите, что наиболее развитой формой демократии считается сложившаяся в Древней Греции и Древнем Риме форма правления. Покажите какая форма демократии была превалирующей.
Многие символы демократии пришли к нам из времен Древней Греции и Рима- верховенство закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав, но на всех ли распространялось это равенство? Почему философы Платон и Аристотель считали демократию наихудшей формой правления? Какие опасные тенденции они видели в демократии того времени?
Далее рассмотрите модель демократии в ее классическом варианте (Х1Х- начало ХХ в.) и покажите ее характерные черты. Какие конкретные шаги были сделаны на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав.
Покажите, что современная модель демократии выросла на основе либеральной классической демократии и наследует ее основополагающие принципы, но в то же время отличается от нее, покажите в чем. Рассмотрите в чем же более конкретно состоит специфика современной демократии, почему она называется плюралистической?
Во втором вопросе покажите, что развитие демократии процесс сложный и противоречивый. Проанализируйте высказывание Уинстона Черчилля: «Демократия – это наихудшая форма правления, если не считать всех других форм, когда-либо испрованных человечеством». Любая ли страна готова к демократии и что она способна дать обществу и отдельным людям? Существуют ли какие-то определенные условия для перехода к демократии?
В третьем вопросе рассматривая проблемы демократизации казахстанского общества, подробно изучите Конституцию Республики Казахстан. При анализе очень важно рассмотреть не только формально-юридическую сторону процессов демократизации нашего общества, но и фактическую.. Здесь главным является вопрос о факторах, обусловливающих реальный характер демократии или, что одно и то же, - о ее гарантиях. Рассмотрите объективные и субъективные факторы этого процесса.