Социально-этнические общности и национальная политика.
Материалы у лекции.
Влияние национального фактора на мировую политику выросло и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой во многих странах.
Национальные отношения не существуют в чистом виде, они тесно переплетены с политическими, социальными, религиозными, экологическими отношениями. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что национальный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая национальные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и содержание таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.
Этнос и нация – понятия принципиально разные. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Л.Н.Гумилев определяет этнос как явление природное, биологическое, родовое. С его точки зрения, этнос – это общность людей, которую определило единообразие среды, а также традиций, нравов, культов.
Нация – исторически складывающийся тип этноса, характеризующийся устойчивыми признаками этнической целостности и социально-экономической общностью людей, территории, языка, психического склада, культуры и самосознания.
Формирование нации приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство – понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, соответственно тоже создает государство. Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична. Таким образом, нация – это государственный этнос и вне государства существовать не может.
Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.
Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны, и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.
Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.
Казахстан является многонациональным государством, около 150 наций и народностей проживает на нашей территории, что позволяло называть в советские времена нашу республику «лабораторией дружбы народов». Полиэтничность нашего государства была результатом нескольких миграционных потоков, связанных с какими-то важнейшими историческими событиями - коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целинных и залежных земель и т.д. Казахстан был местом ссылки и лагерей для политических заключенных и уголовных элементов.
Идеология и политика межнационального сотрудничества и дружбы народов близка для всех казахстанцев. Национальная политика, политика собирания народов и культур нашей страны в единое государство – гарантия стабильности общества, динамичного социально-экономического развития, безопасности государства, прав и свобод всех граждан нашей страны.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Понятие политической системы общества.
2. Структура политической системы.
3. Типология и критерии классификации политических систем.
Литература.
1.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994.
2.Джунусова Ж.Х.,Булуктаев Ю.О.,Козелецкая Г.В.Политология.А.,1998.
3. Каменская Г.В., Родионов А.М. Политические системы в современности. М., 1994.
4.Конституция Республики Казахстан.А.,2004.
5. Эволюция политической системы Казахстана. В 2-х т. Алматы, 2001.
При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что понятие «политическая система» введено в научный оборот в 50-60 гг. ХХ века.
Поскольку разработка теории политической системы связана с именами американских социологов и политологов остановитесь на характеристике взглядов Т.Парсонса, Д.Истона, Г.Алмонда.С отдельными выдержками из трудов этих социологов и политологов вы можете ознакомиться в хрестоматии по политологии по ред. проф. М.А.Василика. Какие существуют определения политической системы?
Во втором вопросе необходимо показать, что политическая система имеет свои подсистемы, которые образуют структуру этой системы. Рассмотрите подробно содержание таких структурных элементов как организационная, нормативная, культурно-идеологическая и информационно-коммуникативная подсистемы.
Рассматривая третий вопрос о типологии и критериях классификации политических систем вам необходимо иметь в виду, что политика и все ее элементы находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов и выражением этого факта служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства. Поскольку оснований для выделения и сопоставления способов организации политической жизни может быть множество, то и типологии политической системы может быть столько же. Вы в этом убедитесь сами, изучая различные источники, что разные авторы имеют свои подходы по этому вопросу.
В четвертом вопросе необходимо остановиться на характеристике основного элемента политической системы – политические институты. Покажите роль основных политических институтов- государства, партий, движений и групп давления, которые рационализируют политику и вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности. Рассматривая проблемы реформирования политической системы Казахстана, можно рассмотреть и проанализировать различные конституции, предположим, цивилизованной страны, имеющей длительную историю демократического развития и Республики Казахстан. Для сравнительного анализа политических систем можно использовать следующие критерии:
- способность политической системы обеспечить стабильность и порядок;
- роль политической системы в экономическом развитии общества;
- ситуация с гражданскими правами в обществе;
-демократичность политической системы.
Влияние национального фактора на мировую политику выросло и продолжает расти. Сепаратистские тенденции не обошли стороной ни Европу, ни Азию, ни Африку. Национальный вопрос остается сложной внутриполитической проблемой во многих странах.
Национальные отношения не существуют в чистом виде, они тесно переплетены с политическими, социальными, религиозными, экологическими отношениями. Поэтому в тех или иных событиях, неурядицах, а порой и трагедиях выделить национальный фактор сложно. Но события последних лет показали, что национальный фактор имеет известную автономию, относительную самостоятельность. Поэтому в политике выражаются и реализуются многие важные интересы этносов. Рассматривая национальные отношения как объект политики, необходимо выяснить соотношение и содержание таких понятий, как этнос, нация, национальное государство.
Этнос и нация – понятия принципиально разные. Создатель концепции этногенеза (развития этносов) Л.Н.Гумилев определяет этнос как явление природное, биологическое, родовое. С его точки зрения, этнос – это общность людей, которую определило единообразие среды, а также традиций, нравов, культов.
Нация – исторически складывающийся тип этноса, характеризующийся устойчивыми признаками этнической целостности и социально-экономической общностью людей, территории, языка, психического склада, культуры и самосознания.
Формирование нации приводит к образованию государств в различных формах их политической организации и степени самостоятельности. В этом смысле нация и государство – понятия близкие. Этнос, созревающий в нацию, соответственно тоже создает государство. Как правило, это не обособленный этнос, а группа этносов, сложившихся в единую нацию. Любая нация полиэтнична. Таким образом, нация – это государственный этнос и вне государства существовать не может.
Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития (нациями, народностями, национальными меньшинствами и национальными группами) и их государственными образованиями, а также между людьми различных национальностей, складывающиеся в процессе жизнедеятельности и взаимодействия национальных общностей.
Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.
Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью.
Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны, и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.
Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств.
Казахстан является многонациональным государством, около 150 наций и народностей проживает на нашей территории, что позволяло называть в советские времена нашу республику «лабораторией дружбы народов». Полиэтничность нашего государства была результатом нескольких миграционных потоков, связанных с какими-то важнейшими историческими событиями - коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целинных и залежных земель и т.д. Казахстан был местом ссылки и лагерей для политических заключенных и уголовных элементов.
Идеология и политика межнационального сотрудничества и дружбы народов близка для всех казахстанцев. Национальная политика, политика собирания народов и культур нашей страны в единое государство – гарантия стабильности общества, динамичного социально-экономического развития, безопасности государства, прав и свобод всех граждан нашей страны.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Понятие политической системы общества.
2. Структура политической системы.
3. Типология и критерии классификации политических систем.
Литература.
1.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994.
2.Джунусова Ж.Х.,Булуктаев Ю.О.,Козелецкая Г.В.Политология.А.,1998.
3. Каменская Г.В., Родионов А.М. Политические системы в современности. М., 1994.
4.Конституция Республики Казахстан.А.,2004.
5. Эволюция политической системы Казахстана. В 2-х т. Алматы, 2001.
При рассмотрении первого вопроса необходимо обратить внимание, что понятие «политическая система» введено в научный оборот в 50-60 гг. ХХ века.
Поскольку разработка теории политической системы связана с именами американских социологов и политологов остановитесь на характеристике взглядов Т.Парсонса, Д.Истона, Г.Алмонда.С отдельными выдержками из трудов этих социологов и политологов вы можете ознакомиться в хрестоматии по политологии по ред. проф. М.А.Василика. Какие существуют определения политической системы?
Во втором вопросе необходимо показать, что политическая система имеет свои подсистемы, которые образуют структуру этой системы. Рассмотрите подробно содержание таких структурных элементов как организационная, нормативная, культурно-идеологическая и информационно-коммуникативная подсистемы.
Рассматривая третий вопрос о типологии и критериях классификации политических систем вам необходимо иметь в виду, что политика и все ее элементы находятся под мощным воздействием национальных особенностей участвующих в ней народов и выражением этого факта служит национально-государственное многообразие политических систем, их зависимость от политического опыта, исторических традиций народов, основных участников политической жизни и государственного строительства. Поскольку оснований для выделения и сопоставления способов организации политической жизни может быть множество, то и типологии политической системы может быть столько же. Вы в этом убедитесь сами, изучая различные источники, что разные авторы имеют свои подходы по этому вопросу.
В четвертом вопросе необходимо остановиться на характеристике основного элемента политической системы – политические институты. Покажите роль основных политических институтов- государства, партий, движений и групп давления, которые рационализируют политику и вносят в нее элемент управляемости, целенаправленности. Рассматривая проблемы реформирования политической системы Казахстана, можно рассмотреть и проанализировать различные конституции, предположим, цивилизованной страны, имеющей длительную историю демократического развития и Республики Казахстан. Для сравнительного анализа политических систем можно использовать следующие критерии:
- способность политической системы обеспечить стабильность и порядок;
- роль политической системы в экономическом развитии общества;
- ситуация с гражданскими правами в обществе;
-демократичность политической системы.