Возникновение государства США и основные этапы развития политической мысли.
В 70-е гг. XVIII века резко обострились противоречия между Англией, как метрополией и ее американскими колониями. В борьбе Америки против Англии возникает новое государство – Соединенные Штаты Америки (1776).
Политический идеал Т. Пейне – буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Изданный анонимно памфлет Т. Пейне «Здравый смысл» стал одним из самых популярных произведений в годы войны за независимость.
Пейне считал, что естественные права человека являются единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости жить в обществе. Вслед за Ж.-Ж. Руссо американский просветитель четко различает сферы общества и государства, определяя их как «…первое – это защитник, второе – это каратель». Государство – это необходимое зло: чем оно меньше, тем лучше для общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в правительстве. Поскольку суверенитет принадлежит совокупности отдельных индивидов, государства можно считать законными лишь в том случае, если они образованы в результате ясно выраженного согласия всех индивидов. Конкретные правительства не имеют прав, они имеют лишь обязанности перед своими гражданами. Соответственно они не вправе самостоятельно изменять или расширять конституции, доверие и согласие граждан. Законодательство возникает, согласно Пейне, поскольку люди не всегда руководствуются велениями совести и принципами нравственности. Наилучшая форма представительной власти, по мнению Т. Пейне, - это та, которая позволяет охранять безопасность и гражданские права с наименьшими потерями и наибольшей пользой. Таким образом, политическим идеалом он выдвигает республику, поскольку это соответствует принципу равенства прав всех людей.
Т. Пейне – участник войны за независимость США и Великой французской революции. Его идеи сыграли большую роль в подготовки Декларации независимости и Конституции США.
Автором проекта Декларации независимости является Т. Джефферсон. Радикальный характер взглядов Джефферсона, а также составление основ Декларации в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и др. нашли отражение в первых строках Декларации: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем (прирожденными и неотчуждаемыми) очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью… Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».
Необходимо отметить, что Джефферсон был горячим поборником идей народного суверенитета, осуждал рабовладение «как противное человеческой природе», ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократии. Однако под давлением рабовладельческих кругов Юга пункт, осуждавший рабовладение был исключен. Рабство было официально отменено только почти через столетие (1 января 1863 года в ходе Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом).
Джефферсон не соглашался с Монтескье, считавшим, что республика не может полностью реализоваться на больших по величине территориях. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, третьим президентом США. При его участии была предпринята попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации».
В дальнейшем, 1787 году была разработана новая Конституция, фиксирующая федеративное устройство государства. В 1789 году Конституция была дополнена Биллем о правах – еще 10 статьями–поправками, в разработке которых также принимал активное участие Джефферсон. В отличие от Европы, где только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей, обосновывали право и права, в США эти законодательные акты продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса и позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Начиная с 70-х годов XVIII века свобода личности остается важнейшей политической ценностью США.
Таким образом, в целом к концу XVIII века были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили в качестве положений для разработки основных политических теорий и концепций современности.
Политический идеал Т. Пейне – буржуазно-демократическая республика, суверенитет народа, всеобщее избирательное право. Изданный анонимно памфлет Т. Пейне «Здравый смысл» стал одним из самых популярных произведений в годы войны за независимость.
Пейне считал, что естественные права человека являются единственным источником и основанием его гражданских прав, возникающих из необходимости жить в обществе. Вслед за Ж.-Ж. Руссо американский просветитель четко различает сферы общества и государства, определяя их как «…первое – это защитник, второе – это каратель». Государство – это необходимое зло: чем оно меньше, тем лучше для общества. Чем совершеннее гражданское общество, тем больше оно регулирует собственные дела и тем меньше оно нуждается в правительстве. Поскольку суверенитет принадлежит совокупности отдельных индивидов, государства можно считать законными лишь в том случае, если они образованы в результате ясно выраженного согласия всех индивидов. Конкретные правительства не имеют прав, они имеют лишь обязанности перед своими гражданами. Соответственно они не вправе самостоятельно изменять или расширять конституции, доверие и согласие граждан. Законодательство возникает, согласно Пейне, поскольку люди не всегда руководствуются велениями совести и принципами нравственности. Наилучшая форма представительной власти, по мнению Т. Пейне, - это та, которая позволяет охранять безопасность и гражданские права с наименьшими потерями и наибольшей пользой. Таким образом, политическим идеалом он выдвигает республику, поскольку это соответствует принципу равенства прав всех людей.
Т. Пейне – участник войны за независимость США и Великой французской революции. Его идеи сыграли большую роль в подготовки Декларации независимости и Конституции США.
Автором проекта Декларации независимости является Т. Джефферсон. Радикальный характер взглядов Джефферсона, а также составление основ Декларации в обстановке острых споров в Континентальном конгрессе по вопросам независимости страны, ее будущем политическом устройстве, об отношении к рабству и др. нашли отражение в первых строках Декларации: «…Все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем (прирожденными и неотчуждаемыми) очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью… Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Если желанная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и с такой организацией власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».
Необходимо отметить, что Джефферсон был горячим поборником идей народного суверенитета, осуждал рабовладение «как противное человеческой природе», ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократии. Однако под давлением рабовладельческих кругов Юга пункт, осуждавший рабовладение был исключен. Рабство было официально отменено только почти через столетие (1 января 1863 года в ходе Гражданской войны 1861-1865 гг. между Севером и Югом).
Джефферсон не соглашался с Монтескье, считавшим, что республика не может полностью реализоваться на больших по величине территориях. Джефферсон был вице-президентом, государственным секретарем, третьим президентом США. При его участии была предпринята попытка разработки конституции, получившей название «Статьи конфедерации».
В дальнейшем, 1787 году была разработана новая Конституция, фиксирующая федеративное устройство государства. В 1789 году Конституция была дополнена Биллем о правах – еще 10 статьями–поправками, в разработке которых также принимал активное участие Джефферсон. В отличие от Европы, где только теоретически рассуждали о необходимости разделения властей, обосновывали право и права, в США эти законодательные акты продвинули далеко вперед молодое государство по пути политического прогресса и позволили американскому обществу избежать таких явлений, как тоталитаризм, культ личности, диктатура. Начиная с 70-х годов XVIII века свобода личности остается важнейшей политической ценностью США.
Таким образом, в целом к концу XVIII века были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили в качестве положений для разработки основных политических теорий и концепций современности.