В ІІІ в. до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (или кангюй).
В конце первого тысячелетия до н.э. на территории Семиречье, Тянь-Шаня и Тарбагатая складывается государство, известное из китайских источников как «Страна Усунь».
Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в III веке до нашей эры под натиском племен юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после ряда поражений, нанесенных им хуннами,– в Семиречье и Джунгарию. Здесь усуни, признав зависимость от хуннов, основали в 177 году до нашей эры собственное государство, объединившее потомков сакских племен Семиречья, Восточного Казахстана и Джунгарии.
Государство усуней было зависимо от хуннов, но уже в середине ІІ в до н.э. они фактически отделились от империи хунну и начали сближаться с Китаем.
В 53 г. до н.э. Усунь распалась на две части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в г.Чигучене (г.Красной долины) на берегу оз.Иссык – Куль. Усуни – этнокультурные преемники саков.
Политический строй. Во главе государства стоял правитель, носивший титул «Гуньмо» (великий бек), передававший престол по наследству. Ему подчинялись родоначальники и мелкие племенные вожди, называвшиеся беками (малый куньбек). Кроме Великий и малый гуньмо существовали еще восемь категорий чиновников. Помощник правителя носил титул дуглу и был фактически главой исполнительной власти. Ниже находились два великих полководства и три правителя уделов, их называли князьями. Помощники военачальников носили титул дарту. Кроме того, были чиновники, ведавшие делами ставки гуньмо (куньбека), сбором налогов, исполнением законов и т.д.
Китайцы, ища союзников в борьбе с хунну, обращаются к усуням и выдают за усуньского куньбека свою царевну. Хунну, обеспокоенные этим, начинают в 80 году до н.э. набеги на восточные границы государства, но после длительной борьбы терпят поражение от объединенных сил усуней и Китая. После этого связи Джетысу с Поднебесной империей еще более упрочились.
Дальнейшая история усуней полна междоусобных войн Великих и Малых гуньмо, причем первые опирались в этой борьбе на Китай, вторые – кангаров и хунну. Однако после распада империи Хунну отношения северных усуней с ней испортились. В 49 году до н.э. усуни потерпели поражение в нескольких пограничных сражениях. В 44 году хунну напали на южных усуней и разграбили столицу – город Чигучен. Эти события привели к сближению усуней с Китаем, в союзе с которым в 36 году до н.э. был совершен поход против северных хунну. В 30-х годов отношения между Великим и Малым Куньбеками вновь обострились. Вскоре оба владения практически потеряли самостоятельность и управлялись китайским наместником.
Во II веке нашей эры усуньские владение окончательно обособились от Китая. В начале V века Джетысу попадает под власть сяньби, монголоязычного народа. С конца IV - до VI века нашей эры гегемония в степях переходят к жужаням, центр империи которых был в Монголии. Постоянные набеги жужаней заставили усуньские племена переселиться из равнинной части Джетысу на Тянь – Шянь. В 425 году усуни направили в Китай посольство, а в 436 году принимают ответное посольство империи Вэй. После этого усуни ежегодно отправляли в Китай послов с дарами. В начале V века имя усуней окончательно сходит со страниц исторических хроник. Остоется добавить, что этноним «Усунь» сохранился и по сей день. Один радов Старшего жуза казахов называются «усунь».
На запад от усуней, в долинах Таласа, Сырдарьи и Центральном Казахстане, обитали многочисленные племена кангюйцев (канглы). Китайцы называли эти земли «страной Канцзюй (кангюй)». Данный этноним известен с очень давних времен. Так, в священной книге зороастризма «Авесте» есть упоминания о расположении в степях Казахстана крепости Кангха, враждебной древним иранцам. Индийцы также говорят о народе «канка», живущем к северу от арийцев вместе с саками и тохарами. Это говорит о том, что, этноним «кангюй» существовал уже в VI веке до н.э.
Государство Кангюй возникло в III веке до н.э. в среднем течении Сырдарьи, в районе Кангхи. Во главе этого государства стоял род Усын, происходящий из восточно – сакского народа юечжи. Источники очень скудно освещают историю кангюев.
Государством управлял царь, носивший титул «би» и «ябгу». Кроме того, в государственный аппарат входили «заместитель» царя и три советника. Канглам подчинялись пять «малых владений»: Сусе, Фуму, Юени, Гии, Юетянь, во главе которых стояли поставленные царем наместники. Столица государства – город Битянь – находилось в среднем течении Сырдарьи.
Относительно этнической принадлежности кангюев существует две точки зрения. Часть исследователей считают их ираноязычными, другие относят их к тюркоязычным этносам.
Хозяйство усуней и канглы. Занятием усуней и канглов было кочевое скотоводство. Основной пищей было мясо и молоко. Главное их богатство было скот. Они разводили лошадей, овец, верблюдов. Также им было известно земледелие.
Усуни и канглы занимались ремеслом, они умели изготовлять глиняную посуду и различные предметы из бронзы и золота. Особенно большой интерес для истории культуры усуней представляют тщательно выполенные золотые пластики с изображением домашних животных, зверей и птиц.
Государство усуней и кангюй имели связи с Китаем и Средней Азией. В 108 году до н.э. посольство Китая заключило военный союз с усунями и канглами для борьбы против гуннов.
Усуни и канглы не оставили после себя письменных источников. Их культура и быт изучаются только на основании археологических памятников и письменных китайских источников.