Искусство и культура России XVIII ― XIX вв.
1. Введение: характеристика переходной эпохи. Становление Российской Империи, светская направленность культуры, ориентация на искусство западной Европы. Искусство Петровского времени. Архитектура: московское начало ― церковь Архангела Гавриила («Меньшикова Башня», Церковь Покрова в Дубровицах). Основание Петербурга ― новый тип города. Д. Трезини: Петропавловский Собор, здание Двенадцати Коллегий (европейские черты, отличие от древнерусской традиции). Дворцово-парковый ансамбль в Петергофе. Развитие скульптуры, К.Б.Растрелли. Живопись: портретист И.Никитин. Графика: «Панорама Петербурга» А.Зубова.
2. Искусство середины XVIII в. Ведущая роль архитектуры ― Елизаветинское барокко. Ф.Б.Растрелли ― создатель дворцов. Великолепие загородных резиденций: дворцы в Петергофе и Царском Селе. Основные приёмы барокко в решении фасадов и интерьеров. Зимний дворец в Петербурге. Смольный монастырь ― замысел и воплощение. Барокко в Москве. Школа Ухтомского. Живопись: И.Вишняков, крепостной художник И.Аргунов.
3. Архитектура второй половины XVIII века. Становление классицизма. Открытие Академии Художеств в 1757 году. В.И.Баженов ― первый значительный русский архитектор. Просветительские идеи В.И.Баженова в проекте Кремлёвского дворца. Комплекс в Царицыно ― псевдоготическая фантазия. Дом Пашкова ― украшение Москвы. Изменение облика Москвы. Московский архитектор М.Ф.Казаков: развитие от раннего к зрелому классицизму. Здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного Собрания, частные дома (Губина, Демидова), церкви, Голицинская больница. Понятие «Казаковская Москва». И.Е.Старов: таврический дворец ― лучший образец дворцовой архитектуры классицизма.
4. Архитектура второй половины XVIII века. Западноевропейские мастера в России. Дж.Кваренги: Александровский дворец, Эрмитажный театр и др. Ч.Камерон интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, Агатовый павильон, камеронова Галерея, дворец в Павловске. Пейзажный парк в России: архитектура
5. Живопись. Академическая картина. А.П.Лосенко: исторические темы «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Ведущая роль портрета в русском искусстве XVIII века. Ф.С.Рокотов; Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
6. Русская архитектура первой половины XIX вв. Высокий классицизм («Русский ампир»). Искусство городского ансамбля. Синтез искусств в стиле ампир.
Тома де Томон ― «Стрелка» Васильевского острова, А.Захаров ― Адмиралтейство, скульптуры И.ИТеребенева и Ф.Ф.Щедрина. А.Н.Воронихин ― Казанский собор. К.И.Росси Комплекс зданий Главного штаба и Дворцовая площадь, Комплекс Михайловского Дворца и др.
Архитектура послепожарной Москвы. О.И.Бове ― реконструкция центра Москвы; Манеж, Триумфальная арка, Большой театр. Д.И.Жилярди ― восстановление здания Московского Университета, здание Опекунского совета. Частный особняк ― Григорьев, дом Хрущёвых ― Селезнёвых.
7. Живопись первой половины XIX в. Развитие портрета, романтические черты в трактовке образа. О.А.Кипренский ― автопортреты, портреты А.А. Челищева (детский), Е.Давыдова, Авдулиной, А.С.Пушкина. В.А.Тропинин ― портрет Равича, портрет сына, «Гитарист», «Кружевница». Портреты К.П.Брюллова ― «Всадница», Н.И.Куколник и др.
Поиски национального начала в искусстве. А.Г.Венецианов ― поэтический образ России ― «Гумно», «Весна. На пашне», «Август. Жатва».
8. А.А.Иванов и евангельская тема в русском искусстве XIX в. Высокое понимание предназначения художника. «Явление Христа народу» ― сложность философского замысла, поиски адекватного художественного языка. Этюды. Разработка образов ― метод «сличения и сравнения». Пейзаж ― начало пленера. Разочарование в картине. Влияние новейших исторических концепций (Штраус «Жизнь Иисуса»). «Библейские эскизы». Значение Иванова для русского искусства.
Понимание евангельского текста как нравственно-исторического примера. А.Н.Крамской «Христос в пустыне», В.Д.Поленов «Христос и грешница». Евангельский цикл Н.Н.Ге.
Н. М. Нестеров ― поиск русской души.
9. Становление русской жанровой живописи. Федотов, Перов, Передвижники.
Причины широкого развития жанровой живописи в искусстве. Реализм ― стиль или метод. Связь с литературой и художественной критикой. П.А.Федотов ― добрая ирония и красота предметного мира. «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор». В.Г.Перов ― острота социальной критики «Крестный ход на Пасху», «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы».
Передвижники. История создания товарищества, программа. Роль П.М.Третьякова в создании национальной русской школы живописи. Бытовой жанр передвижников (примеры по выбору). И.Е.Репин ― крупнейший художник России 2-ой половины XIX в. «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Портреты В.Г.Перова и И.Е.Репина ― глубина человеческой характеристики, психологизм.
10. Историческая тема в русском искусстве XIX в. К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», романтический сюжет ― человек перед лицом катастрофы. Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»; И.Е.Репин «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ― проблемы русской истории, психологизм, историческая достоверность среды. В.И.Суриков ― драмы русской истории ― «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Былины и сказки В.М.Васнецова. Русский быт в картинах А.П.Рябушкина.
11. Пейзаж в живописи XIX в. Отход от академической традиции. Итальянские пейзажи С.С.Щедрина. Романтический пейзаж И.К.Айвазовского. Национальная идея в пейзаже. Лирический пейзаж К.А.Саврасова, Ф.А.Васильева. Эпический пейзаж ― И.И.Шишкин. А.И.Куинджи. И.И.Левитан ― вершина пейзажной живописи XIX в.
К.А.Коровин и Союз русских художников. Русский импрессионизм. Особенности манеры: цвет, свет, фактура как смысл живописи. Пейзажи, натюрморты. Синтез искусств: панно на темы Русского севера, театральные декорации.
12. В.А.Серов ― от передвижников к новым рубежам. «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем». Портреты 90-х годов: Коровин, Левитан, Мика Морозов. Новая живописная манера ― портреты Вел. Кн.Владимира Владимировича, Ермоловой, Гиршман, Орловой, Юсуповой, Иды Рубинштейн. Серов и стиль модерн. Последние эскизы к монументальным работам. «Похищение Европы».
Объединение «Мир искусства». Идея синтеза искусств. История ― 3 периода. Журнал. Книжная иллюстрация. Разработка исторических тем. Театр. Персоналии ― А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих и др.
13. Русский символизм. Врубель, Борисов-Мусатов, «Голубая роза».
М.А.Врубель. Символизм. Универсализм. Наибольшая близость к стилю Модерн. Работы в Киеве. Иллюстрации к Лермонтову. «Демон сидящий», «Демон поверженный». Декоративные работы в особняке З. Морозовой. Майолики. Искусство как тайна. В.Э.Борисов-Мусатов: поэтичность, хрупкость идеала, внеисторизм образов. Выставка «Голубая роза» (1907 г.). Символистские образы вне времени и пространства. Поиски вечных смыслов. П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян.
14. Русская скульптура XIX в. Подъём русской скульптуры в начале века. И.П.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». Работы скульпторов в лучших архитектурных ансамблях Петербурга и Москвы. Кризис скульптуры в середине века. М.М.Антокольский ― возрождение скульптуры. Связи с передвижниками, реализм и монументализм. «Иван Грозный», «Христос связанный», «Пётр I». П.Трубецкой ― импрессионизм. Портреты, памятник Александру III. Символизм: С.Т.Коненков, А.С.Голубкина, А.Т.Матвеев.
15. Архитектура. Изменение облика русских городов, появление нового типа зданий: доходный дом, пассаж, вокзал и т.д. «Исторические стили» середины XIX в., неорусский стиль, эклектика. Проблема эстетической оценки.
2. Искусство середины XVIII в. Ведущая роль архитектуры ― Елизаветинское барокко. Ф.Б.Растрелли ― создатель дворцов. Великолепие загородных резиденций: дворцы в Петергофе и Царском Селе. Основные приёмы барокко в решении фасадов и интерьеров. Зимний дворец в Петербурге. Смольный монастырь ― замысел и воплощение. Барокко в Москве. Школа Ухтомского. Живопись: И.Вишняков, крепостной художник И.Аргунов.
3. Архитектура второй половины XVIII века. Становление классицизма. Открытие Академии Художеств в 1757 году. В.И.Баженов ― первый значительный русский архитектор. Просветительские идеи В.И.Баженова в проекте Кремлёвского дворца. Комплекс в Царицыно ― псевдоготическая фантазия. Дом Пашкова ― украшение Москвы. Изменение облика Москвы. Московский архитектор М.Ф.Казаков: развитие от раннего к зрелому классицизму. Здание Сената в Кремле, Колонный зал Благородного Собрания, частные дома (Губина, Демидова), церкви, Голицинская больница. Понятие «Казаковская Москва». И.Е.Старов: таврический дворец ― лучший образец дворцовой архитектуры классицизма.
4. Архитектура второй половины XVIII века. Западноевропейские мастера в России. Дж.Кваренги: Александровский дворец, Эрмитажный театр и др. Ч.Камерон интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе, Агатовый павильон, камеронова Галерея, дворец в Павловске. Пейзажный парк в России: архитектура
5. Живопись. Академическая картина. А.П.Лосенко: исторические темы «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Ведущая роль портрета в русском искусстве XVIII века. Ф.С.Рокотов; Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
6. Русская архитектура первой половины XIX вв. Высокий классицизм («Русский ампир»). Искусство городского ансамбля. Синтез искусств в стиле ампир.
Тома де Томон ― «Стрелка» Васильевского острова, А.Захаров ― Адмиралтейство, скульптуры И.ИТеребенева и Ф.Ф.Щедрина. А.Н.Воронихин ― Казанский собор. К.И.Росси Комплекс зданий Главного штаба и Дворцовая площадь, Комплекс Михайловского Дворца и др.
Архитектура послепожарной Москвы. О.И.Бове ― реконструкция центра Москвы; Манеж, Триумфальная арка, Большой театр. Д.И.Жилярди ― восстановление здания Московского Университета, здание Опекунского совета. Частный особняк ― Григорьев, дом Хрущёвых ― Селезнёвых.
7. Живопись первой половины XIX в. Развитие портрета, романтические черты в трактовке образа. О.А.Кипренский ― автопортреты, портреты А.А. Челищева (детский), Е.Давыдова, Авдулиной, А.С.Пушкина. В.А.Тропинин ― портрет Равича, портрет сына, «Гитарист», «Кружевница». Портреты К.П.Брюллова ― «Всадница», Н.И.Куколник и др.
Поиски национального начала в искусстве. А.Г.Венецианов ― поэтический образ России ― «Гумно», «Весна. На пашне», «Август. Жатва».
8. А.А.Иванов и евангельская тема в русском искусстве XIX в. Высокое понимание предназначения художника. «Явление Христа народу» ― сложность философского замысла, поиски адекватного художественного языка. Этюды. Разработка образов ― метод «сличения и сравнения». Пейзаж ― начало пленера. Разочарование в картине. Влияние новейших исторических концепций (Штраус «Жизнь Иисуса»). «Библейские эскизы». Значение Иванова для русского искусства.
Понимание евангельского текста как нравственно-исторического примера. А.Н.Крамской «Христос в пустыне», В.Д.Поленов «Христос и грешница». Евангельский цикл Н.Н.Ге.
Н. М. Нестеров ― поиск русской души.
9. Становление русской жанровой живописи. Федотов, Перов, Передвижники.
Причины широкого развития жанровой живописи в искусстве. Реализм ― стиль или метод. Связь с литературой и художественной критикой. П.А.Федотов ― добрая ирония и красота предметного мира. «Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, ещё анкор». В.Г.Перов ― острота социальной критики «Крестный ход на Пасху», «Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы».
Передвижники. История создания товарищества, программа. Роль П.М.Третьякова в создании национальной русской школы живописи. Бытовой жанр передвижников (примеры по выбору). И.Е.Репин ― крупнейший художник России 2-ой половины XIX в. «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали». Портреты В.Г.Перова и И.Е.Репина ― глубина человеческой характеристики, психологизм.
10. Историческая тема в русском искусстве XIX в. К.П.Брюллов «Последний день Помпеи», романтический сюжет ― человек перед лицом катастрофы. Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея»; И.Е.Репин «Иван Грозный убивает своего сына», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ― проблемы русской истории, психологизм, историческая достоверность среды. В.И.Суриков ― драмы русской истории ― «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове», «Боярыня Морозова». Былины и сказки В.М.Васнецова. Русский быт в картинах А.П.Рябушкина.
11. Пейзаж в живописи XIX в. Отход от академической традиции. Итальянские пейзажи С.С.Щедрина. Романтический пейзаж И.К.Айвазовского. Национальная идея в пейзаже. Лирический пейзаж К.А.Саврасова, Ф.А.Васильева. Эпический пейзаж ― И.И.Шишкин. А.И.Куинджи. И.И.Левитан ― вершина пейзажной живописи XIX в.
К.А.Коровин и Союз русских художников. Русский импрессионизм. Особенности манеры: цвет, свет, фактура как смысл живописи. Пейзажи, натюрморты. Синтез искусств: панно на темы Русского севера, театральные декорации.
12. В.А.Серов ― от передвижников к новым рубежам. «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем». Портреты 90-х годов: Коровин, Левитан, Мика Морозов. Новая живописная манера ― портреты Вел. Кн.Владимира Владимировича, Ермоловой, Гиршман, Орловой, Юсуповой, Иды Рубинштейн. Серов и стиль модерн. Последние эскизы к монументальным работам. «Похищение Европы».
Объединение «Мир искусства». Идея синтеза искусств. История ― 3 периода. Журнал. Книжная иллюстрация. Разработка исторических тем. Театр. Персоналии ― А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, М.В.Добужинский, Н.К.Рерих и др.
13. Русский символизм. Врубель, Борисов-Мусатов, «Голубая роза».
М.А.Врубель. Символизм. Универсализм. Наибольшая близость к стилю Модерн. Работы в Киеве. Иллюстрации к Лермонтову. «Демон сидящий», «Демон поверженный». Декоративные работы в особняке З. Морозовой. Майолики. Искусство как тайна. В.Э.Борисов-Мусатов: поэтичность, хрупкость идеала, внеисторизм образов. Выставка «Голубая роза» (1907 г.). Символистские образы вне времени и пространства. Поиски вечных смыслов. П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян.
14. Русская скульптура XIX в. Подъём русской скульптуры в начале века. И.П.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому». Работы скульпторов в лучших архитектурных ансамблях Петербурга и Москвы. Кризис скульптуры в середине века. М.М.Антокольский ― возрождение скульптуры. Связи с передвижниками, реализм и монументализм. «Иван Грозный», «Христос связанный», «Пётр I». П.Трубецкой ― импрессионизм. Портреты, памятник Александру III. Символизм: С.Т.Коненков, А.С.Голубкина, А.Т.Матвеев.
15. Архитектура. Изменение облика русских городов, появление нового типа зданий: доходный дом, пассаж, вокзал и т.д. «Исторические стили» середины XIX в., неорусский стиль, эклектика. Проблема эстетической оценки.