Виды и жанры изобразительного искусства. Проблемы стиля.
1.Искусства временные и пространственные. Деление пространственных искусств на архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Специфика видов искусства. Возникновение теории стилей. Стиль и творческая манера. История искусства как история стилей.
2. Египетский стиль. Общая характеристика. Принципы изобразительности, канон, любовь к геометрическому обобщению формы, любовь к симметрии. Пирамиды ― символы вечности. Храмы Карнака и Луксора, храмы Филе как образцы египетского стиля. Египетская колонна ― решения.
3. Греко-римская античность. Архитектура: принципы архитектоники. Теория ордера. Классические пять ордеров архитектуры. Конструкции и декоративные детали (упрощенно для первого знакомства).
4. Греко-римская античность. Образ человека и мира в пластических искусствах Древней Греции и Древнего Рима. Идеал и реальность. Эстетические качества предметной среды. Скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство (общие сведения, характерные памятники, терминология). Афинский Акрополь, Колизей, Пантеон, «Дорифор» Поликлета, рельефы Фидия, «Афродита Книдская» Праксителя, римский скульптурный портрет.
5. Искусство Средневековой Европы. Христианство как основа эстетических представлений. Особенности Восточного и Западного путей развития искусства. Византийский, романский, готический стили. Конструктивные решения, декоративные детали. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология.
6. Искусство эпохи Возрождения. Гуманизм как характерное явление эпохи и основа эстетических представлений. Образ мира и человека в искусстве Италии XV ― XVI веков.
Проблемы формообразования в архитектуре, скульптуре, живописи. Возврат к ордеру. Прямая перспектива. Возникновение станковой живописи и скульптуры. Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио (по 1 примеру). Скульптура: Донателло Микельанджело «Давид». Живопись: Леонардо «Джоконда», Рафаэль «Афинская школа», Микельанджело «Сикстинский плафон. Сотворение Адама». Боттичелли «Рождение Венеры», Тициан «Венера Урбинская». Декоративно-прикладное искусство ― новые техники и принципы; терминология.
7. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Бернини: площадь перед Собором Св.Петра, ц.Сант Андреа, скульптура «Аполлон и Дафна». Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа», аллегория «Союз земли и воды». Эстетические основы, приёмы формообразования, терминология. Барокко в России конца XVII ― первой половины XVIII века. Растрелли.
8. Искусство XVIII века. Рококо ― стиль жизни и стиль в искусстве. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство (характерные приёмы формообразования, материалы, жанры, техники). Буше ― универсальный мастер рококо: картины, шпалеры, фарфор.
9. Классицизм в искусстве XVII ― XVIII веков. Эстетические основы и принципы формообразования. Живопись: Пуссен «Великодушие Сципиона Африканского», Давид «Клятва Горациев». Архитектура: Казаков ― особняк Демидова (возможны любые другие примеры для характеристики стиля). Ампир как особая форма классицизма. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология.
10. Искусство XIX века. Стилистические поиски. Бидермайер. Исторические стили. Конфликт новых конструктивных возможностей и декора. Эстетические основы и проблемы формообразования в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве; терминология. Пути развития живописи и скульптуры. Господство станковой картины. Эстетические основы. Идеал и реальность. Салон и альтернативные направления в искусстве (проблемы формы и цели в искусстве).
11. Искусство Востока. Понятие Востока в Европейской культуре. Мусульманский мир. Географические и хронологические рамки. Основы мировоззрения и эстетические представления. Характерные памятники архитектуры, Кааба, Мечеть Ас Сахра в Иерусалиме. Тип североафриканской зальной мечети. Памятники Бухары. Типы арок, формы декора. Арабские памятники живописи, декоративно-прикладного искусства, терминология.
12. Искусство Индии. Особенности культуры и эстетических представлений. Буддийские памятники. Особенности пластики и иконографии буддизма. Характер пластики индуизма.
Индуистский храм ― преобладание пластики над пространством. Наиболее распространённая иконография (например: Ганеша, Шива Натараджа). Особенности европейского восприятия индийского искусства.
13. Искусство Китая. Особенности культуры и эстетических представлений. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология. Великая китайская стена, храм Неба в Пекине, Запретный город в Пекине. Особенности китайской живописи. Фарфор.
14. Искусство Японии. Особенности культуры и эстетических представлений. Храмовый комплекс в Исэ. Павильон Кинкакудзи в Киото. Загородный императорский дворец в Киото. Неразрывное единство архитектуры и природы. Принцип чайной церемонии. Японская ксилография. Утамаро, Хокусай.
2. Египетский стиль. Общая характеристика. Принципы изобразительности, канон, любовь к геометрическому обобщению формы, любовь к симметрии. Пирамиды ― символы вечности. Храмы Карнака и Луксора, храмы Филе как образцы египетского стиля. Египетская колонна ― решения.
3. Греко-римская античность. Архитектура: принципы архитектоники. Теория ордера. Классические пять ордеров архитектуры. Конструкции и декоративные детали (упрощенно для первого знакомства).
4. Греко-римская античность. Образ человека и мира в пластических искусствах Древней Греции и Древнего Рима. Идеал и реальность. Эстетические качества предметной среды. Скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство (общие сведения, характерные памятники, терминология). Афинский Акрополь, Колизей, Пантеон, «Дорифор» Поликлета, рельефы Фидия, «Афродита Книдская» Праксителя, римский скульптурный портрет.
5. Искусство Средневековой Европы. Христианство как основа эстетических представлений. Особенности Восточного и Западного путей развития искусства. Византийский, романский, готический стили. Конструктивные решения, декоративные детали. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология.
6. Искусство эпохи Возрождения. Гуманизм как характерное явление эпохи и основа эстетических представлений. Образ мира и человека в искусстве Италии XV ― XVI веков.
Проблемы формообразования в архитектуре, скульптуре, живописи. Возврат к ордеру. Прямая перспектива. Возникновение станковой живописи и скульптуры. Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио (по 1 примеру). Скульптура: Донателло Микельанджело «Давид». Живопись: Леонардо «Джоконда», Рафаэль «Афинская школа», Микельанджело «Сикстинский плафон. Сотворение Адама». Боттичелли «Рождение Венеры», Тициан «Венера Урбинская». Декоративно-прикладное искусство ― новые техники и принципы; терминология.
7. Искусство XVII века. Стиль барокко в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Бернини: площадь перед Собором Св.Петра, ц.Сант Андреа, скульптура «Аполлон и Дафна». Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа», аллегория «Союз земли и воды». Эстетические основы, приёмы формообразования, терминология. Барокко в России конца XVII ― первой половины XVIII века. Растрелли.
8. Искусство XVIII века. Рококо ― стиль жизни и стиль в искусстве. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство (характерные приёмы формообразования, материалы, жанры, техники). Буше ― универсальный мастер рококо: картины, шпалеры, фарфор.
9. Классицизм в искусстве XVII ― XVIII веков. Эстетические основы и принципы формообразования. Живопись: Пуссен «Великодушие Сципиона Африканского», Давид «Клятва Горациев». Архитектура: Казаков ― особняк Демидова (возможны любые другие примеры для характеристики стиля). Ампир как особая форма классицизма. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология.
10. Искусство XIX века. Стилистические поиски. Бидермайер. Исторические стили. Конфликт новых конструктивных возможностей и декора. Эстетические основы и проблемы формообразования в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве; терминология. Пути развития живописи и скульптуры. Господство станковой картины. Эстетические основы. Идеал и реальность. Салон и альтернативные направления в искусстве (проблемы формы и цели в искусстве).
11. Искусство Востока. Понятие Востока в Европейской культуре. Мусульманский мир. Географические и хронологические рамки. Основы мировоззрения и эстетические представления. Характерные памятники архитектуры, Кааба, Мечеть Ас Сахра в Иерусалиме. Тип североафриканской зальной мечети. Памятники Бухары. Типы арок, формы декора. Арабские памятники живописи, декоративно-прикладного искусства, терминология.
12. Искусство Индии. Особенности культуры и эстетических представлений. Буддийские памятники. Особенности пластики и иконографии буддизма. Характер пластики индуизма.
Индуистский храм ― преобладание пластики над пространством. Наиболее распространённая иконография (например: Ганеша, Шива Натараджа). Особенности европейского восприятия индийского искусства.
13. Искусство Китая. Особенности культуры и эстетических представлений. Характерные памятники архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства; терминология. Великая китайская стена, храм Неба в Пекине, Запретный город в Пекине. Особенности китайской живописи. Фарфор.
14. Искусство Японии. Особенности культуры и эстетических представлений. Храмовый комплекс в Исэ. Павильон Кинкакудзи в Киото. Загородный императорский дворец в Киото. Неразрывное единство архитектуры и природы. Принцип чайной церемонии. Японская ксилография. Утамаро, Хокусай.