В лучшем случае философия как познание сущностей и объективной реальности с ее допускаемым знанием становится неопределенной теорией, посвященной оправданию или порицанию той или иной системы чувственных ценностей. Она выступает в качестве всего лишь обобщения, основанного на заключениях утилитарных наук, или формальным и пустым исследованиям «логического синтаксиса языка» с его псевдоматематической и псевдосимволической логикой. Такого рода философия «оказывается второстепенной чувственной утилитарной наукой, состоящей из эмпиризма, критицизма, агностицизма, скептицизма, инструментализма и операционализма, отмеченных теми же утилитарными и прагматическими чертами» (П. Сорокин). Теперь появился постпозитивизм, выдвигается на первый план философская антропология, возрастает значение философии культуры и методологии истории. Вместе с тем следует иметь в виду то немаловажное обстоятельство, что своеобразие философии конца XX в. состоит (независимо от особенностей тех или иных направлений и школ в философии) в осмыслении ситуации тотальной угрозы существования человечества, ее оценке и выработке адекватной системы ценностей.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 82-101
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 91-93
3. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
4. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
5. Полищук В. Культурология / М., 1999
6. Введение в культурологию. Под ред. Е.В. Попова / М., 1996
Дополнительная литература:
1. Гумилев Л.Н. Чтобы свеча не погасла. /Л., 1990
2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке / М., 1990
3. Мень А. Культура и духовное возрождение / М., 1992
4. Митрохин Л.Н. Философия религии / М., 1993
5. Туфан З. Религия в системе духовной культуры / Алматы, 1999
6. Назарбаев Н.А. В потоке истории / Алматы, 1999