История включает все виды жизнедеятельности человека – конструктивные и деструктивные, прогрессивные и регрессивные. Полного тождества между развитием культуры и историей общества не может быть.
Концепции, отрицающие наличие единой мировой культуры. Сторонники этой линии делают акцент на оригинальность и несовместимость различных этнокультур, отрицание однолинейности и монотонности мировой культуры. При этом подчеркивается, что беспредельное развитие культуры приводит к возникновению цивилизации. Ярким представителем этого направления является О. Шпенглер (1880-1936). В его основном труде «Закат Европы» культура трактуется им как «организм», который обладает жестким, сквозным единством и, в то же время, он обособлен от других «подобных ему организмов». Поэтому, делает автор вывод, единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. Умирая, культура перерождается в цивилизацию – этакий бездушный интеллект. Этот путь, по Шпенглеру, есть путь от творчества к бесплодию. Каждая культура существует на протяжении веков, затем она угасает, и процесс ее возрождения невозможен, а народ остается жить, впитывая новую культуру.
1. «Историясофия» культуры. Этого направления придерживались А. Тойнби и К. Ясперс – видные мыслители ХХ века. Тойнби в своем фундаментальном труде «Постижение истории». Им был собран и исследован огромный историко-этнологический материал истории возникновения, роста и упадка всех этих типов цивилизаций. 16 из 26-и родившихся цивилизаций не смогли выжить, они мертвы и погребены. Замкнувшись в своих узкоэгоистических интересах, они деградировали, пришли в упадок. Оставшиеся цивилизации также на стадии издыхания, и только западная цивилизация жизнеспособна, что относит Тойнби к последовательным западноцентристам.
2. Концепция «осевых культур». Рассмотрим характерные черты этого направления в культурологии, ярким представителем которого является К. Ясперс. В своей книге «Смысл и назначение истории» он излагает свою точку зрения по этой проблеме. Ясперс относит ось мировой истории ко времени ок. 500 лет до н.э. Это было время максимального расцвета цивилизаций (науки, философии, религии): Китай: Конфуций, Лао-Цзы; Индия: Упанишады, Будда; Иран: Заратуштра, зороастризм; Греция: Гомер, Гераклит, Платон, Архимед. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности, существовавших тысячелетиями. Ось мирового времени знаменательна возникновением современного нам человека, на этом этапе происходит становление истории человечества. Ясперс выделяет 4 среза истории, которые знаменовались следующими событиями:
возникновение языков, изобретение орудий труда, начало использования огня;
возникновение высоких культур в Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III – V вв. до н.э.
3. духовное основоположение человечества в VIII-II вв. до н.э. - Третий срез и есть ось мирового времени.
4. подготовленное в Европе с конца средневековья рождение научно-технического прогресса.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с.26-39, 61-69
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с.11-13
3. Боголюбова Е.В. Культура и общество / М., 1978
4. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
5. Полищук В. Культурология / М., 1999
6. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
Дополнительная литература:
1. Ефименко П.Л. Первобытное общество. Очерки по истории пелоолитического времени / Киев, 1953
2. История древнего мира. Под ред. В.Н. Дьякова / М., 1956
3. Любимов Л.Д. Искусство древнего мира / М., 1980
4. Морган Л.Д. Древнее общество / Л.,1935
5. Окладников А.П. Утро искусства / М., 1986
6. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания /М., 1993
7. Назарбаев Н.А. В потоке истории / Алматы, 1999