Человек и культура.
Культура есть продукт человеческого творчества: именно человек через культуру открывает и изменяет мир и самого себя. Человек – творец, и лишь в силу этого обстоятельства – творение культуры. Через культуру человек может приобщиться к творческим достижениям множества гениев, делая их трамплином для нового творчества. Но это приобщение осуществляется тогда, когда человек начинает не просто созерцать культурные символы, а оживлять культурные смыслы в собственной душе и собственном творчестве. Культура и ее смыслы живут не сами по себе, а лишь через творческую активность вдохновленного ими человека. Если человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (Шпенглер О. «Закат Европы»).
Культура является основанием человеческого творчества, но она и удерживает его в смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Поэтому в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой подход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант решает те проблемы, которые не требуют выхода за пределы культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей (Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества»).
Культура представлена в конкретных формах общественной жизни: эстетическая, нравственная, профессиональная, политико-правовая, экономическая, экологическая, бытовая, физическая. Т.е. культура – это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда. Культуру можно определить как мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта.
Культура возникает как результат удовлетворения потребностей. Можно сказать, удовлетворение потребностей, даже самых простых, стимулирует возникновение и развитие культуры. Например, о культуре народа говорит его жилье: юрта скотовода, чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища, но это и разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней степи в одном случае, заснеженной тундры в другом и могучих русских лесов в третьем.
Каким образом культура формирует личность? Культура – есть та жизненная среда, в которой только и возможна реализация личности.
Слагаемые личности, которую формирует культура:
• система ценностей (среди них – идеал личности);
• социальные роли, играемые личностью в различных ситуациях;
• комплекс представлений о себе, созданный из мнений других.
Сумма этих элементов – есть социальная личность индивида.
Культура и творчество понятия неотделимые. Творческие находки сохраняются в культуре, т.к. творчество это всегда что-то новое, это то, что удается охватить и воплотить таланту или гению.
Для развития творчества необходимы условия: свобода мнений, обмен мнениями; свобода критики; творческая дискуссия; доступность информации; возможность ознакомиться с достижениями мировой культуры. Интуиция, фантазия, воображение, озарение – важнейшие компоненты творческого процесса. Творчество никогда не умирает, всегда были, есть и будут одаренные люди, великие цели и проекты, а, следовательно, и открытия. Вывод: человек – творение культуры и, одновременно, он ее творец.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с.69-73
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с.7-11
3. Боголюбова Е.В. Культура и общество / М., 1978
4. Ковальзон С., Келли В. Понятие культуры. Человек – социокультурная среда. Вып.2/ М., 1992
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
Культура является основанием человеческого творчества, но она и удерживает его в смысловых рамках, в плену своих символических образцов. Поэтому в переломные моменты, в эпохи великих культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые смыслы перестают удовлетворять человека, что они стесняют развившийся человеческий дух. И тогда человеческий дух вырывается из плена старых смыслов для того, чтобы построить новое основание для творчества. Такой подход к новым смысловым основаниям есть дело гения; талант решает те проблемы, которые не требуют выхода за пределы культурного фундамента. Талантливый человек часто приходит к самым неожиданным открытиям, ибо он развивает общие основания глубже и дальше, чем это способны сделать большинство людей (Бердяев Н.А. «Философия свободы. Смысл творчества»).
Культура представлена в конкретных формах общественной жизни: эстетическая, нравственная, профессиональная, политико-правовая, экономическая, экологическая, бытовая, физическая. Т.е. культура – это специфический способ организации и развития человеческой деятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда. Культуру можно определить как мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта.
Культура возникает как результат удовлетворения потребностей. Можно сказать, удовлетворение потребностей, даже самых простых, стимулирует возникновение и развитие культуры. Например, о культуре народа говорит его жилье: юрта скотовода, чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища, но это и разные миры, впитавшие в себя своеобразие бескрайней степи в одном случае, заснеженной тундры в другом и могучих русских лесов в третьем.
Каким образом культура формирует личность? Культура – есть та жизненная среда, в которой только и возможна реализация личности.
Слагаемые личности, которую формирует культура:
• система ценностей (среди них – идеал личности);
• социальные роли, играемые личностью в различных ситуациях;
• комплекс представлений о себе, созданный из мнений других.
Сумма этих элементов – есть социальная личность индивида.
Культура и творчество понятия неотделимые. Творческие находки сохраняются в культуре, т.к. творчество это всегда что-то новое, это то, что удается охватить и воплотить таланту или гению.
Для развития творчества необходимы условия: свобода мнений, обмен мнениями; свобода критики; творческая дискуссия; доступность информации; возможность ознакомиться с достижениями мировой культуры. Интуиция, фантазия, воображение, озарение – важнейшие компоненты творческого процесса. Творчество никогда не умирает, всегда были, есть и будут одаренные люди, великие цели и проекты, а, следовательно, и открытия. Вывод: человек – творение культуры и, одновременно, он ее творец.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с.69-73
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с.7-11
3. Боголюбова Е.В. Культура и общество / М., 1978
4. Ковальзон С., Келли В. Понятие культуры. Человек – социокультурная среда. Вып.2/ М., 1992
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
Дополнительная литература:
1. Белый А. Символизм как миропонимание / М., 1994
2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного / М., 1991
3. Петров М.Г. Знак культуры / М., 1991
4. Сейдахметов Н.К. Личностный смысл философской культуры/ А., 1993
5. Тернер В. Символ и ритуал / М., 1983