Каковы основные направления социологии XIX - начала XX века?
Распространение социологических идей в России в 60-70-х годах XIX века непосредственным образом было связано с решением актуальных вопросов ускоренного социально-экономического развития страны, поиском новых общественных идеалов, перспективами социальной революции и анализом проблем общественного прогресса.
В отличие от западной, российская социология не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли." История российской социологии отличается большим разнообразием школ и направлений, среди которых можно выделить органицистское, субъективистское, психологическое, марксистское, многофакторное.
Представителем органицистского направления является Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829-1903), который рассматривал общество ("социальное тело"), его функционирование и развитие по аналогии с биологическим организмом. П.Ф. Лилиенфельд приписывал обществу следующие черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Он, анализируя функции общественного организма, выделял три основные: физиологическую или экономическую; морфологическую или юридическую; объединяющую или политическую. Сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим системам. Однако в трактовке общественного прогресса П.Ф. Лилиенфельд выходил за рамки классических аналогий между обществом и организмом. С его точки зрения политический прогресс заключается в усилении власти и расширении политической свободы, экономический прогресс — в увеличении собственности и расширении экономической свободы, а юридический прогресс — в упорядочении права и развитии юридической свободы.
Наиболее влиятельным в русской социологической мысли 70-80-х годов было субъективистское направление, представителем которого является Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Он выступал против органицистского направления в социологии, доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, социолог, в отличие от естествоиспытателя, не может строить науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Поэтому в ходе социального познания объективный социологический метод необходимо дополнить субъективным, когда социолог должен себя поставить "в положение наблюдаемого". Это дает возможность ученому лучше понять интересы, потребности, желания изучаемых личностей. Субъективный метод позволяет не только рассмотреть причины исследуемого процесса, но и оценить его с позиций идеала справедливости.
Главную задачу социологии сторонники субъективистского направления видели в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Н.К. Михайловский утверждать, что личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление" личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности. Главной движущей силой истории являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция как носитель и "генератор" нравственного идеала.
Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Наиболее полную разработку идеи психологического направления нашли в трудах Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).
Л.И. Петражицкий в качестве, центрального понятия социологии выдвигает "социальное поведение" и его мотивы. Социальное понятие "мотив" в его теории равнозначна психологическому понятию "эмоции", которые рассматриваются им в качестве генетически первичного элемента "психической деятельности человека. Именно эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики — сознания и воли. Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Л.И. Петражицкий считает предметом социологии понимание социального действия. Подобно другим представителям психологического направления, он отмечает наличие в обществе . особого состояния общественного сознания — народной психологии, являющейся источником социальных норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
К концу XIX века в России сложилось и стало получать все большее распространение марксистское направление в социологии, представителем которого был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Г.В. Плеханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников, которые считали, что Россия идет своим самобытным путем, поэтому нужно задержать, остановить развитие капитализма, "прекратить ломку" капитализмом вековых устоев русской жизни. Он сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями его развития в России и сделал вывод об ошибочности противопоставления России Западу, о неизбежности буржуазно-демократической, а впоследствии социалистической революции в России.
Г.В. Плеханов развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. '
Большой вклад внес Г.В. Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. В противоположность утверждениям представителей субъективистского направления он не придает личности значения главной движущей силы истории, а видит в ней элемент общественно-исторического процесса. Личность не в силах менять общее направление исторического процесса: не единица, а народные массы, по мнению Г.В. Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. В то же время он был далек от того, чтобы отрицать роль личности в "истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная с народной массой и выражающая ее интересы, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль и своей прогрессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Г.В. Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества.
Многофакторный подход к изучению общества связан с творчеством Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи.
Центральное место во взглядах М.М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов — экономического, политического, психологического, культурного и др. М.М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.
Опираясь на учение о прогрессе, М.М. Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в противоестественной форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если эта гармония нарушается, то появляется почва для революции.
В отличие от западной, российская социология не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли." История российской социологии отличается большим разнообразием школ и направлений, среди которых можно выделить органицистское, субъективистское, психологическое, марксистское, многофакторное.
Представителем органицистского направления является Павел Фёдорович Лилиенфельд (1829-1903), который рассматривал общество ("социальное тело"), его функционирование и развитие по аналогии с биологическим организмом. П.Ф. Лилиенфельд приписывал обществу следующие черты организма — единство, целесообразность, специализацию органов. Он, анализируя функции общественного организма, выделял три основные: физиологическую или экономическую; морфологическую или юридическую; объединяющую или политическую. Сферы общественной жизни он уподобляет различным биологическим системам. Однако в трактовке общественного прогресса П.Ф. Лилиенфельд выходил за рамки классических аналогий между обществом и организмом. С его точки зрения политический прогресс заключается в усилении власти и расширении политической свободы, экономический прогресс — в увеличении собственности и расширении экономической свободы, а юридический прогресс — в упорядочении права и развитии юридической свободы.
Наиболее влиятельным в русской социологической мысли 70-80-х годов было субъективистское направление, представителем которого является Николай Константинович Михайловский (1842-1904). Он выступал против органицистского направления в социологии, доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, социолог, в отличие от естествоиспытателя, не может строить науку об обществе беспристрастно, так как объектом этой науки является чувствующий человек, реальная личность. Поэтому в ходе социального познания объективный социологический метод необходимо дополнить субъективным, когда социолог должен себя поставить "в положение наблюдаемого". Это дает возможность ученому лучше понять интересы, потребности, желания изучаемых личностей. Субъективный метод позволяет не только рассмотреть причины исследуемого процесса, но и оценить его с позиций идеала справедливости.
Главную задачу социологии сторонники субъективистского направления видели в том, чтобы раскрыть гуманистическое содержание общественного прогресса и соотнести его с потребностями человеческой личности. Исследуя проблему взаимоотношения личности и общества, Н.К. Михайловский утверждать, что личность и общество дополняют друг друга. Всякое подавление" личности наносит вред обществу, а подавление общественного — вред личности. Главной движущей силой истории являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция как носитель и "генератор" нравственного идеала.
Психологическое направление в русской социологии связано с обращением к психологии как основе человеческого общества. Наиболее полную разработку идеи психологического направления нашли в трудах Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931).
Л.И. Петражицкий в качестве, центрального понятия социологии выдвигает "социальное поведение" и его мотивы. Социальное понятие "мотив" в его теории равнозначна психологическому понятию "эмоции", которые рассматриваются им в качестве генетически первичного элемента "психической деятельности человека. Именно эмоции определяют содержание более сложных форм человеческой психики — сознания и воли. Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Л.И. Петражицкий считает предметом социологии понимание социального действия. Подобно другим представителям психологического направления, он отмечает наличие в обществе . особого состояния общественного сознания — народной психологии, являющейся источником социальных норм и ценностей, регулирующих поведение человека.
К концу XIX века в России сложилось и стало получать все большее распространение марксистское направление в социологии, представителем которого был Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
Г.В. Плеханов подверг резкой критике субъективистский подход русских народников, которые считали, что Россия идет своим самобытным путем, поэтому нужно задержать, остановить развитие капитализма, "прекратить ломку" капитализмом вековых устоев русской жизни. Он сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями его развития в России и сделал вывод об ошибочности противопоставления России Западу, о неизбежности буржуазно-демократической, а впоследствии социалистической революции в России.
Г.В. Плеханов развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. '
Большой вклад внес Г.В. Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. В противоположность утверждениям представителей субъективистского направления он не придает личности значения главной движущей силы истории, а видит в ней элемент общественно-исторического процесса. Личность не в силах менять общее направление исторического процесса: не единица, а народные массы, по мнению Г.В. Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. В то же время он был далек от того, чтобы отрицать роль личности в "истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная с народной массой и выражающая ее интересы, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль и своей прогрессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Г.В. Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества.
Многофакторный подход к изучению общества связан с творчеством Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916). По его мнению, социология является обобщающей теоретической наукой, интегрирующей в себе результаты различных общественных наук. Цель социологии состоит в том, чтобы вскрывать причины покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи.
Центральное место во взглядах М.М. Ковалевского занимает учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Он разработал плюралистическую концепцию социальной причинности, согласно которой в историко-социологическом исследовании следует исходить из взаимосвязи различных факторов — экономического, политического, психологического, культурного и др. М.М. Ковалевский считал, что в различные исторические эпохи ведущее место в общественной жизни могут занимать совершенно различные факторы.
Опираясь на учение о прогрессе, М.М. Ковалевский рассматривал революцию как случайное и патологическое явление, хотя и признавал, что революции двигают общество вперед, но это движение происходит в противоестественной форме. Революция не есть историческая необходимость, а есть следствие ошибок правительства. Нормальный исторический процесс основан на гармонии, а если эта гармония нарушается, то появляется почва для революции.