Каковы основные положения социологической теории Э. Дюркгейма?
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог, философ. Являясь продолжателем позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Главная цель социологии — исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в науку, Э. Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответствующего метода. По его мнению, предметом изучения социологии является особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи. Это означает, что а) социальные факты существуют объективно, независимо от индивида; б) строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические и духовные. К морфологическим фактам относятся: плотность населения, уровень рождаемости, смертности, характер путей сообщения, форма жилищ и т.д. Морфологические факты составляют как бы "материальный", количественный аспект общества. К духовным, нематериальным фактам относятся: традиции, обряды, обычаи, верования, правила поведения человека, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм, главным образом, исследовал роль коллективного сознания, его различные формы: религию, мораль, право.
Основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый "социологизм", утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.
Центральной проблемой творчества Э. Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Отталкиваясь от типичной для социологии Х1Х в. идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э. Дюркгейм строит типологию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность характерна для доиндустриальных обществ. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Органическая солидарность, по Э. Дюркгейму, характерна для современных обществ и основа-"на на разделении труда. Разделение труда обусловливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и автономии членов общества. Э. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верова-ниям (коллективным представлениям).
Пытаясь модернизировать традиционные религиозные представления, Э. Дюркгейм развил концепцию религии без бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея бога не является необходимым атрибутом религии. Религия — это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех религиозных культов. Являясь порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.
Э. Дюркгейм является признанным классиком западной социологии. Он разработал конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений соци- альной жизни: морали, права отклоняющегося поведения, семьи, воспи- тания, религии и т.д. Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, Э. Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от всякого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э. Дюркгейм дистанцируется в этой связи от общей концепции марксизма, популярной на рубеже XIX — XX веков.
Основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый "социологизм", утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.
Центральной проблемой творчества Э. Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Отталкиваясь от типичной для социологии Х1Х в. идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э. Дюркгейм строит типологию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность характерна для доиндустриальных обществ. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Органическая солидарность, по Э. Дюркгейму, характерна для современных обществ и основа-"на на разделении труда. Разделение труда обусловливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и автономии членов общества. Э. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верова-ниям (коллективным представлениям).
Пытаясь модернизировать традиционные религиозные представления, Э. Дюркгейм развил концепцию религии без бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея бога не является необходимым атрибутом религии. Религия — это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех религиозных культов. Являясь порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.
Э. Дюркгейм является признанным классиком западной социологии. Он разработал конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений соци- альной жизни: морали, права отклоняющегося поведения, семьи, воспи- тания, религии и т.д. Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, Э. Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от всякого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э. Дюркгейм дистанцируется в этой связи от общей концепции марксизма, популярной на рубеже XIX — XX веков.