Общая характеристика рыночного хозяйства.
Рынок - это система экономических отношений между производителем и потребителем, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. В условиях рынка все отношения людей связаны куплей-продажей. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели (домохозяйства, фирмы, организации, государство). Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), а также услуги.
Причины возникновения рынка:
1. Общественное разделение труда.
2. Самостоятельность производителя, свобода выбора.
3. Экономическое обособление производителей за счет частной собственности.
Функции рынка:
1) Информационная - рынок дает информацию о состоянии экономики.
2) Посредническая - рынок предоставляет возможность общения производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
3) Ценообразующая - на рынке складываются цены.
4) Регулирующая – через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы что, как, для кого производить;
5) Стимулирующая- через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство и снижает издержки.
6) Санирующая - с помощью рынка растет эффективность экономики; рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной деятельности.
Рынку присущи следующие достоинства и недостатки
Достоинства
1.гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
2.использование достижений НТП в целях снижения издержек;
3.развитие конкуренции, что ведет к снижению цены;
4.эффективное распределение ресурсов;
5.свобода выбора и действий участников рыночного процесса;
6.способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки
1.возможно непропорциональное развитие производства;
2.не решает общественных проблем;
3.не обеспечивает работой;
4.усиление дифференциации общества на богатых и бедных;
5.не гарантирует стабильности цен и получения доходов;
6.не обеспечивает фундаментальных исследований.
Классификация структуры рынка.
1.По экономическому назначению объектов рынка:
1.1.Рынок товаров и услуг.
1.2.Рынок факторов производства.
1.3.Финансовый рынок.
1.4.Информационный рынок и т.д.
2.По географическому расположению:
2.1.Местный рынок.
2.2.Региональный рынок.
2.3.Национальный рынок.
2.4.Мировой рынок.
3.По степени ограничения конкуренции:
3.1.Монополистический рынок.
3.2.Олигополистический рынок.
3.3.Рынок монополистической конкуренции.
3.4.Рынок совершенной конкуренции.
4.По отраслям:
4.1.Автомобильный рынок.
4.2.Компьютерный рынок.
4.3.Сельскохозяйственный рынок.
4.4.Промышленный рынок.
5.По характеру продаж:
5.1.Оптовый рынок.
5.2.Розничный рынок.
6.По соответствию законодательным нормам:
6.1.Официальный рынок.
6.2.Черный рынок - Теневая экономика.
Согласно экономической трактовки теневая экономика – это неучитываемый официальной статистикой и неконтролируемый обществом процесс производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. С правоохранительной точки зрения теневая экономика – преступный бизнес, осуществляемый при помощи способов обхода государственных механизмов отчуждения и перераспределения, а также производство нелегальными производителями товаров и услуг. В РК признаки теневой экономики проявляются в злоупотреблениях должностных лиц всех категорий.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру:
• товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли);
• финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды);
• рынка труда (биржи труда).
Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от различных факторов. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями. Конкуренция выступает в роли регулятора. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой субъекты рынка работают на благо всего общества, преследуя собственную выгоду. В результате взаимодействия всех этих элементов образуется рынок.
Причины возникновения рынка:
1. Общественное разделение труда.
2. Самостоятельность производителя, свобода выбора.
3. Экономическое обособление производителей за счет частной собственности.
Функции рынка:
1) Информационная - рынок дает информацию о состоянии экономики.
2) Посредническая - рынок предоставляет возможность общения производителей (продавцов) и потребителей (покупателей).
3) Ценообразующая - на рынке складываются цены.
4) Регулирующая – через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы что, как, для кого производить;
5) Стимулирующая- через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство и снижает издержки.
6) Санирующая - с помощью рынка растет эффективность экономики; рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной деятельности.
Рынку присущи следующие достоинства и недостатки
Достоинства
1.гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;
2.использование достижений НТП в целях снижения издержек;
3.развитие конкуренции, что ведет к снижению цены;
4.эффективное распределение ресурсов;
5.свобода выбора и действий участников рыночного процесса;
6.способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.
Недостатки
1.возможно непропорциональное развитие производства;
2.не решает общественных проблем;
3.не обеспечивает работой;
4.усиление дифференциации общества на богатых и бедных;
5.не гарантирует стабильности цен и получения доходов;
6.не обеспечивает фундаментальных исследований.
Классификация структуры рынка.
1.По экономическому назначению объектов рынка:
1.1.Рынок товаров и услуг.
1.2.Рынок факторов производства.
1.3.Финансовый рынок.
1.4.Информационный рынок и т.д.
2.По географическому расположению:
2.1.Местный рынок.
2.2.Региональный рынок.
2.3.Национальный рынок.
2.4.Мировой рынок.
3.По степени ограничения конкуренции:
3.1.Монополистический рынок.
3.2.Олигополистический рынок.
3.3.Рынок монополистической конкуренции.
3.4.Рынок совершенной конкуренции.
4.По отраслям:
4.1.Автомобильный рынок.
4.2.Компьютерный рынок.
4.3.Сельскохозяйственный рынок.
4.4.Промышленный рынок.
5.По характеру продаж:
5.1.Оптовый рынок.
5.2.Розничный рынок.
6.По соответствию законодательным нормам:
6.1.Официальный рынок.
6.2.Черный рынок - Теневая экономика.
Согласно экономической трактовки теневая экономика – это неучитываемый официальной статистикой и неконтролируемый обществом процесс производства, потребления, обмена и распределения материальных благ. С правоохранительной точки зрения теневая экономика – преступный бизнес, осуществляемый при помощи способов обхода государственных механизмов отчуждения и перераспределения, а также производство нелегальными производителями товаров и услуг. В РК признаки теневой экономики проявляются в злоупотреблениях должностных лиц всех категорий.
Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т.е. вспомогательных отраслей и организаций.
Инфраструктура рынка- это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Различают инфраструктуру:
• товарного рынка (биржи, аукционы, ярмарки, предприятия оптовой и розничной торговли);
• финансового рынка (фондовые, валютные биржи, банки, страховые компании и фонды);
• рынка труда (биржи труда).
Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от различных факторов. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями. Конкуренция выступает в роли регулятора. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой субъекты рынка работают на благо всего общества, преследуя собственную выгоду. В результате взаимодействия всех этих элементов образуется рынок.