Многоуровневость человека – человек как микрокосм
План лекции
1. Специфика философского взгляда на человека.
2. Истолкование сущности человека в философской антропологии 20 века.
3. Основные аспекты человеческой сущности.
Философия проблему человека, его сущности, взаимоотношения человек – мир исследует на общемировоззренческом уровне. Спектр этих вопросов является предметом исследования философской антропологии, когда человек берется не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности, т. е. как особая реальность в составе бытия.
Философское понимание человека исходит из признания сущностной многомерности и многоуровневости как Человека, так и Мира. В древности человека именовали микро-космом, т. е. малым Космосом. Идея микрокосма означает качественную эквивалентность Человека как Целого - Миру как Целому. Стало быть многоуровневость последнего представлена и в первом. Николай Гартман, к примеру, отмечал, что «человек есть не только дух, но имеет кроме того психику и одновременно является организмом и даже вещественно материальным образованием». При этом рассматривать эти измерения и уровни необходимо как иерархически соотносящиеся друг с другом и принципиально нередуцируемые друг к другу.
В этой связи, если обратиться к Человеку, то нужно признать, что редукционистским истолкованием его сущности будет не только понимание его как всего лишь самости, но и понимание его как только и исключительно общественно- и культуро-исторического существа. Нередукционистским будет лишь, понимание человека как Микрокосма, качественно, сущностно и в объективно-смысловом отношении эквивалентного (или, по выражению П.А. Флоренского, равно-мощного) Макрокосму, Миру, универсуму, Вселенной. «Человек – в мире; но человек так же сложен , как и мир. Мир – в человеке; но и мир так же сложен, как и человек», - писал Флоренский. Они – Мир и Человек – подобны друг другу: «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Следовательно, те уровни, которые имеются в строении мира, присутствуют в строении человека. Это, уходящее в седую древность, понимание Человека, Мира и их взаимоотношения – при обязательном признании их объективной многомерности и многоуровневости – является наиболее аутентичным.
В то же время эта многоуровневость в свою очередь многоаспектна, или многомерна. Так, в одном измерении она предстает как иерархия естественных уровней (физического, химического, биологического и эмоционально-психического), социокультурного и над-социокультурного, именуемого нередко космическим, уровней.
Однако существует и иной аспект, или план многоуровневости человека. Наиболее очевидным здесь является уровень деятельности. Но в нем существуют и объективно соотносятся друг с другом и иные уровни, как до-деятельностные, так и над-детельностные. К числу первых можно отнести и подсознание, и сферу бессознательного, а к числу вторых – созерцание и творчество. Все они так или иначе сказываются и на деятельностном уровне человека, притом независимо от факта осознания их влияния на деятельность. В свою очередь, сама деятельность тоже онтологически многоуровнева. И всеми своими уровнями человек связан с объективным многоуровневым миром.
Высшие уровни не только несводимы к низшим, но и невыводимы из них. Николай Гартман писал по этому поводу: «Высший слой обладает по отношению к низшему неограниченным диапазоном формообразования и своеобразия. Так, органическое, хотя и весомо материальным, но богатство форм и чудеса жизни происходят не из материального, а добавляются к нему как нечто новое. Точно так же душевное возвышается как нечто новое над органическим, духовное над душевным».
Можно выделить в человеке и иные уровни, по иному основанию. Так, согласно Батищеву, в человеке присутствуют потребностно-полезностный, устремленно-ценностный и креативно-смысловой уровни, которым соответствуют свои способы отношения к действительности. Итак, многоуровневость мира и человека есть встреча человека с миром по логике «подобное встречается с подобным».
Выводы
Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего.
Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов.
Методические рекомендации к лекции
Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения.
Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.
Литература
1. Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42.
2. Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001.
3. Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36.
4. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.).
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии?
2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»?
3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии?
Репродуктивно-практический уровень:
1.Что понимается под «многоуровневостью» человека?
2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания?
3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века?
Творческий уровень:
1.Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов.
2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека.
3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека»
1. Специфика философского взгляда на человека.
2. Истолкование сущности человека в философской антропологии 20 века.
3. Основные аспекты человеческой сущности.
Философия проблему человека, его сущности, взаимоотношения человек – мир исследует на общемировоззренческом уровне. Спектр этих вопросов является предметом исследования философской антропологии, когда человек берется не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности, т. е. как особая реальность в составе бытия.
Философское понимание человека исходит из признания сущностной многомерности и многоуровневости как Человека, так и Мира. В древности человека именовали микро-космом, т. е. малым Космосом. Идея микрокосма означает качественную эквивалентность Человека как Целого - Миру как Целому. Стало быть многоуровневость последнего представлена и в первом. Николай Гартман, к примеру, отмечал, что «человек есть не только дух, но имеет кроме того психику и одновременно является организмом и даже вещественно материальным образованием». При этом рассматривать эти измерения и уровни необходимо как иерархически соотносящиеся друг с другом и принципиально нередуцируемые друг к другу.
В этой связи, если обратиться к Человеку, то нужно признать, что редукционистским истолкованием его сущности будет не только понимание его как всего лишь самости, но и понимание его как только и исключительно общественно- и культуро-исторического существа. Нередукционистским будет лишь, понимание человека как Микрокосма, качественно, сущностно и в объективно-смысловом отношении эквивалентного (или, по выражению П.А. Флоренского, равно-мощного) Макрокосму, Миру, универсуму, Вселенной. «Человек – в мире; но человек так же сложен , как и мир. Мир – в человеке; но и мир так же сложен, как и человек», - писал Флоренский. Они – Мир и Человек – подобны друг другу: «Человек есть сумма Мира, сокращенный конспект его; Мир есть раскрытие Человека, проекция его». Следовательно, те уровни, которые имеются в строении мира, присутствуют в строении человека. Это, уходящее в седую древность, понимание Человека, Мира и их взаимоотношения – при обязательном признании их объективной многомерности и многоуровневости – является наиболее аутентичным.
В то же время эта многоуровневость в свою очередь многоаспектна, или многомерна. Так, в одном измерении она предстает как иерархия естественных уровней (физического, химического, биологического и эмоционально-психического), социокультурного и над-социокультурного, именуемого нередко космическим, уровней.
Однако существует и иной аспект, или план многоуровневости человека. Наиболее очевидным здесь является уровень деятельности. Но в нем существуют и объективно соотносятся друг с другом и иные уровни, как до-деятельностные, так и над-детельностные. К числу первых можно отнести и подсознание, и сферу бессознательного, а к числу вторых – созерцание и творчество. Все они так или иначе сказываются и на деятельностном уровне человека, притом независимо от факта осознания их влияния на деятельность. В свою очередь, сама деятельность тоже онтологически многоуровнева. И всеми своими уровнями человек связан с объективным многоуровневым миром.
Высшие уровни не только несводимы к низшим, но и невыводимы из них. Николай Гартман писал по этому поводу: «Высший слой обладает по отношению к низшему неограниченным диапазоном формообразования и своеобразия. Так, органическое, хотя и весомо материальным, но богатство форм и чудеса жизни происходят не из материального, а добавляются к нему как нечто новое. Точно так же душевное возвышается как нечто новое над органическим, духовное над душевным».
Можно выделить в человеке и иные уровни, по иному основанию. Так, согласно Батищеву, в человеке присутствуют потребностно-полезностный, устремленно-ценностный и креативно-смысловой уровни, которым соответствуют свои способы отношения к действительности. Итак, многоуровневость мира и человека есть встреча человека с миром по логике «подобное встречается с подобным».
Выводы
Специфика философского подхода к проблеме человека заключается в том, что человек рассматривается не в его эмпирических характеристиках, а на уровне всеобщности: человек как особая реальность в составе бытия, как особый род сущего.
Для понимания человека необходимо выйти за пределы индивидуальных и социальных норм его бытия в сферу универсальных метафизических принципов.
Методические рекомендации к лекции
Чтобы разобраться в этой теме, понять ее многоаспектность необходимо обратиться к истории философии и выяснить особенности понимания сущности человека в разные исторические эпохи. Важно уяснить для себя, что это не только «вечная» проблема, но и «вечно новая» философская проблема, так как историческое бытие человека находится в процессе постоянного изменения.
Следует обратить внимание на то, что эта проблема наиболее остро встает в переломные периоды жизни человечества. Философское исследование и осмысление проблемы человека имеет многообразный характер, возможны различные подходы, уровни рефлексии, не совпадающие друг с другом мировоззренческие и методологические позиции. Однако следует понять, что общие философские проблемы человека в определенном смысле традиционны и касаются важнейших факторов и отношений человеческого бытия.
Литература
1. Агацци Э. Человек как предмет философии. Вопросы философии -1982, - N2. – С. 34-42.
2. Нурманбетова Д.Н.. Человек как философская проблема. - Астана, 2001.
3. Хамидов А.А. Категории и культура. - Алма-Ата, - 1992. - С. 20 – 36.
4. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. - С. 455-478.
5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., - 2001. - С.531-550. (М., 1998. стр.502-518.).
Вопросы контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. Почему проблема человека является одной из основных проблем философии?
2. В чем отличие «философской антропологии» от «антропологии»?
3. В чем видел Макс Шелер основную задачу новой философской антропологии?
Репродуктивно-практический уровень:
1.Что понимается под «многоуровневостью» человека?
2. Какие принципы познания и самопознания выявлены в историческом развитии общественного сознания?
3.В чем особая актуальность проблемы человека для философии 20 века?
Творческий уровень:
1.Как понималась сущность человека в истории философии? Приведите мнения различных философов.
2.Сравните деятельностно-практический и ценностный подходы в истолковании сущности человека.
3.Как вы понимаете мысль Флоренского «Человек есть сумма Мира…Мир есть раскрытие Человека»