Этапы развития политической мысли в истории цивилизаций.
Материалы к лекции.
Первые политические идеи стали зарождаться с первыми классовыми обществами в странах Древнего Востока в четвертом тысячелетии до нашей эры.
Политологические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Древнекитайский мыслитель Конфуций, а позднее его последователь Мэн-цзы предложили концепцию "гуманного управления" государством. Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества, подобно семейному разделению функций. Государство - средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Причем государство должно опираться не на безликий всеохватывающий и равно обязательный для всех закон и тем более не на произвол тирана, а на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников.
На Западе политические идеи получили развитие в трудах античных философов. У древнегреческого философа Платона в основе учения о государстве лежит идеализм.
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Идеальное государство - справедливое правление лучших и благородных.
Идеи Платона получили развитие в трудах Аристотеля. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единство составляющих элементов Согласно мнению Аристотеля, во всех формах государственного правления народная масса должна ощущать себя носительницей верховной власти.
Политическая мысль в Древнем Риме получила развитие в работах Цицерона, которая изложена в работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» и др. Государство, по Цицерону, существует как упорядоченное правовое общение граждан, действующих в интересах справедливости и счастья. Власть не вправе вмешиваться в частную жизнь граждан, но требует от них исполнения долга.
Новое время характеризуется разработкой значительного числа политических концепций и идей. Дальнейшее развитие теории естественного права и общественного договора, основы которой были заложены в предшествующий период, получило в трудах английского философа Томаса Гоббса. Речь идет о таких его работах, как "Философские основания учения о гражданине","Левиафан","О человеке" и некоторые другие. Джон Локк обосновал либерально-правовую концепцию государства. Локк считал, что свобода, присущая людям в естественном состоянии, должна сохраняться и в гражданских отношениях. Основой при этом является частная собственность, которая выражает и естественные, и социально-гражданские отношения.
В политической мысли Франции XVIII в. особое место занимали идеи Шарля Луи Монтескье, изложенные им в сочинении "О духе законов".
Наиболее интересным в его учении является попытка установить связь между общественными явлениями и условиями, в которых живет тот или иной народ. Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл также почву, ландшафт, величину страны. Монтескье также известен как один из основателей теории разделения властей.
Один из признанных лидеров французского Просвещения Вольтер много внимания уделял свободе гражданина, борьбе с тиранией и сословным неравенством, обоснованию «просвещенной монархии».
Ж.-Ж. Руссо свои политические воззрения изложил в работах «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Социальное неравенство составляло главное направление его исследований и размышлений. Оно выступает у него причиной и источником социального зла. Имущественное и социально-политическое неравенство связано с деятельностью государства, не учитывающего общественные интересы.
Одной из ведущих идеологий Х1Х-ХХ вв. является либерализм. Идейно-нравственное ядро «классического» либерализма образовали следующие положения: абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей, существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность, верховенство закона.
Консерватизм часто определяют как образ мысли и действий, ориентированный на поддержку существующих институтов и отказ от абстрактных утопических теорий общественного переустройства, скорее охранительной, нежели созидательной направленности. Родиной консерватизма как идеологии и политического течения считается Великобритания. Фундаментальные положения консерватизма были сформулированы Э. Берком в «Размышлениях о французской революции»(1790 г.).
К.Маркс и Ф.Энгельс разработали политическую концепцию для рабочего класса. Свои взгляды они изложили в совместных работах «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» и т.д. Марксизм исходил из обоснования общества, которое должно быть построено для экономически и политически угнетенных народов, прежде всего рабочего класса. Общество было названо коммунистическим. Его признаками должны быть политическая и экономическая власть рабочего класса, общенародная собственность, учет объективных (формационных) законов общественного развития, централизованное государственное управление, наличие политической партии рабочего класса, критика церкви и устранение ее из жизни общества, главная ориентация на свободный труд и человека.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Политическая мысль Древнего Востока.
2. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.
3. Политические идеи европейского Просвещения.
4. Социально-политические идеи и течения ХIХ-ХХ веков: либерализм, консерватизм, марксизм.
Литература.
1. Арон Р.Этапы развития социологической мысли.М.1983.
2. Аристотель. Соч.в 4-х томах. Т. 1 и 2 под ред.В.Ф. Асмуса.м.1973.
3. Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма М.1990.
4. Белов Г.А. Политология. М.1996.
5. Вебер М.Избранные произведения.М.1987.
6. История политических и правовых учений. М.1988.
7. История политических учений.Вып.1.Под. ред.проф.О.В.Мартышина.М.1996.
8. Локк Д. О государственном правлении. Избр. философ. произв.в 2-х томах.Т.2.М.1960.
9. Макиавелли Н.Государь.М.1990.
10. Платон. Государство. Соч.в 3т. Т.3.М.1971.
Методические указания.
При рассмотрении вопросов данного семинарского занятия главным является - история оформленных в доктрину (учение, теорию) взглядов на политические проблемы.
При рассмотрении первого вопроса необходимо отметить, что политическая идеология стала возникать вместе с государством. Первоначально учения о государстве и политике были органической частью религии (Древний Египет). Рассмотрите основные взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция, его последователя Мэн-цзы и других, которые предложили концепцию "гуманного управления" государством, покажите какое место в их учении отводится народу, морально-этическим нормам? Какими добродетелями должен обладать правитель и его помощники?
Во втором вопросе покажите, что усложнение политической жизни античного полиса, образование и необходимость сохранения демократических институтов и традиций, потребовали глубокое и всестороннее теоретическое обоснование проблем государства, права и политики. Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель создали целостную картину политической жизни. Рассмотрите политические доктрины Платона, который ставил своей целью построение идеальной модели государства, и Аристотеля, пытавшегося найти общие черты и качества у реально существующих государств и которые могли быть оптимальны и эффективны для всех остальных. Далее рассмотрите продолжение греческих традиций в трудах древнеримских мыслителей- Цицерона, Сенеки и других, которые проблемы государства связали с вопросами права.
В третьем вопросе, отмечая вклад в развитие политической науки основных деятелей эпохи Просвещения- Т.Гоббса, Д.Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других, рассмотрите важнейшие достижения эпохи: обоснование концепции общественного договора и естественного права, положения о разделении ветвей власти и просвещенной монархии, ограниченной законами, аргументацию свободы человека и либерализма социально-политической жизни.
В четвертом вопросе необходимо показать вклад в разработку политических идей и концепций Г.Гегеля, О.Конта, С.Спенсера, К.Маркса и Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Парето, Р. Михельса, Г.Моски, В.И. Ленина, Ч.Мерриама, Г.Лассуэла и других. Необходимо отметить, что в этот период политические исследования начинают дифференцироваться по направлениям, рассмотрите содержание основных направлений- либерализма, консерватизма и марксизма.
Первые политические идеи стали зарождаться с первыми классовыми обществами в странах Древнего Востока в четвертом тысячелетии до нашей эры.
Политологические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями мыслителей.
Древнекитайский мыслитель Конфуций, а позднее его последователь Мэн-цзы предложили концепцию "гуманного управления" государством. Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества, подобно семейному разделению функций. Государство - средство обеспечения блага народа и необходимого порядка. Причем государство должно опираться не на безликий всеохватывающий и равно обязательный для всех закон и тем более не на произвол тирана, а на мудрость и добродетель правителя и его достойных помощников.
На Западе политические идеи получили развитие в трудах античных философов. У древнегреческого философа Платона в основе учения о государстве лежит идеализм.
Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. Идеальное государство - справедливое правление лучших и благородных.
Идеи Платона получили развитие в трудах Аристотеля. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое единство составляющих элементов Согласно мнению Аристотеля, во всех формах государственного правления народная масса должна ощущать себя носительницей верховной власти.
Политическая мысль в Древнем Риме получила развитие в работах Цицерона, которая изложена в работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» и др. Государство, по Цицерону, существует как упорядоченное правовое общение граждан, действующих в интересах справедливости и счастья. Власть не вправе вмешиваться в частную жизнь граждан, но требует от них исполнения долга.
Новое время характеризуется разработкой значительного числа политических концепций и идей. Дальнейшее развитие теории естественного права и общественного договора, основы которой были заложены в предшествующий период, получило в трудах английского философа Томаса Гоббса. Речь идет о таких его работах, как "Философские основания учения о гражданине","Левиафан","О человеке" и некоторые другие. Джон Локк обосновал либерально-правовую концепцию государства. Локк считал, что свобода, присущая людям в естественном состоянии, должна сохраняться и в гражданских отношениях. Основой при этом является частная собственность, которая выражает и естественные, и социально-гражданские отношения.
В политической мысли Франции XVIII в. особое место занимали идеи Шарля Луи Монтескье, изложенные им в сочинении "О духе законов".
Наиболее интересным в его учении является попытка установить связь между общественными явлениями и условиями, в которых живет тот или иной народ. Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл также почву, ландшафт, величину страны. Монтескье также известен как один из основателей теории разделения властей.
Один из признанных лидеров французского Просвещения Вольтер много внимания уделял свободе гражданина, борьбе с тиранией и сословным неравенством, обоснованию «просвещенной монархии».
Ж.-Ж. Руссо свои политические воззрения изложил в работах «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Социальное неравенство составляло главное направление его исследований и размышлений. Оно выступает у него причиной и источником социального зла. Имущественное и социально-политическое неравенство связано с деятельностью государства, не учитывающего общественные интересы.
Одной из ведущих идеологий Х1Х-ХХ вв. является либерализм. Идейно-нравственное ядро «классического» либерализма образовали следующие положения: абсолютная ценность человеческой личности и изначальное («от рождения») равенство всех людей, существование определенных неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность, верховенство закона.
Консерватизм часто определяют как образ мысли и действий, ориентированный на поддержку существующих институтов и отказ от абстрактных утопических теорий общественного переустройства, скорее охранительной, нежели созидательной направленности. Родиной консерватизма как идеологии и политического течения считается Великобритания. Фундаментальные положения консерватизма были сформулированы Э. Берком в «Размышлениях о французской революции»(1790 г.).
К.Маркс и Ф.Энгельс разработали политическую концепцию для рабочего класса. Свои взгляды они изложили в совместных работах «Святое семейство, или Критика критической критики», «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» и т.д. Марксизм исходил из обоснования общества, которое должно быть построено для экономически и политически угнетенных народов, прежде всего рабочего класса. Общество было названо коммунистическим. Его признаками должны быть политическая и экономическая власть рабочего класса, общенародная собственность, учет объективных (формационных) законов общественного развития, централизованное государственное управление, наличие политической партии рабочего класса, критика церкви и устранение ее из жизни общества, главная ориентация на свободный труд и человека.
Методические указания к выполнению семинарских занятий.
1. Политическая мысль Древнего Востока.
2. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.
3. Политические идеи европейского Просвещения.
4. Социально-политические идеи и течения ХIХ-ХХ веков: либерализм, консерватизм, марксизм.
Литература.
1. Арон Р.Этапы развития социологической мысли.М.1983.
2. Аристотель. Соч.в 4-х томах. Т. 1 и 2 под ред.В.Ф. Асмуса.м.1973.
3. Бердяев Н.А Истоки и смысл русского коммунизма М.1990.
4. Белов Г.А. Политология. М.1996.
5. Вебер М.Избранные произведения.М.1987.
6. История политических и правовых учений. М.1988.
7. История политических учений.Вып.1.Под. ред.проф.О.В.Мартышина.М.1996.
8. Локк Д. О государственном правлении. Избр. философ. произв.в 2-х томах.Т.2.М.1960.
9. Макиавелли Н.Государь.М.1990.
10. Платон. Государство. Соч.в 3т. Т.3.М.1971.
Методические указания.
При рассмотрении вопросов данного семинарского занятия главным является - история оформленных в доктрину (учение, теорию) взглядов на политические проблемы.
При рассмотрении первого вопроса необходимо отметить, что политическая идеология стала возникать вместе с государством. Первоначально учения о государстве и политике были органической частью религии (Древний Египет). Рассмотрите основные взгляды древнекитайского мыслителя Конфуция, его последователя Мэн-цзы и других, которые предложили концепцию "гуманного управления" государством, покажите какое место в их учении отводится народу, морально-этическим нормам? Какими добродетелями должен обладать правитель и его помощники?
Во втором вопросе покажите, что усложнение политической жизни античного полиса, образование и необходимость сохранения демократических институтов и традиций, потребовали глубокое и всестороннее теоретическое обоснование проблем государства, права и политики. Древнегреческие мыслители Платон и Аристотель создали целостную картину политической жизни. Рассмотрите политические доктрины Платона, который ставил своей целью построение идеальной модели государства, и Аристотеля, пытавшегося найти общие черты и качества у реально существующих государств и которые могли быть оптимальны и эффективны для всех остальных. Далее рассмотрите продолжение греческих традиций в трудах древнеримских мыслителей- Цицерона, Сенеки и других, которые проблемы государства связали с вопросами права.
В третьем вопросе, отмечая вклад в развитие политической науки основных деятелей эпохи Просвещения- Т.Гоббса, Д.Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и других, рассмотрите важнейшие достижения эпохи: обоснование концепции общественного договора и естественного права, положения о разделении ветвей власти и просвещенной монархии, ограниченной законами, аргументацию свободы человека и либерализма социально-политической жизни.
В четвертом вопросе необходимо показать вклад в разработку политических идей и концепций Г.Гегеля, О.Конта, С.Спенсера, К.Маркса и Ф.Энгельса, М.Вебера, В.Парето, Р. Михельса, Г.Моски, В.И. Ленина, Ч.Мерриама, Г.Лассуэла и других. Необходимо отметить, что в этот период политические исследования начинают дифференцироваться по направлениям, рассмотрите содержание основных направлений- либерализма, консерватизма и марксизма.