Menu
Понятие культуры, ее структура и функции.
Мир культуры столь сложен и многообразен, что каждая наука- философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находит свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы группообразования и социальной мобильности.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли ( от лат. Cultura – заботиться, выращивать, ухаживать). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к широкому, происшедший в европейском общественном сознании в XXII-XXIII вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени культура становится центральным понятием европейского самосознания.

К XXIII-XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противостоит цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX веке под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека. Отсюда повышенный интерес к совершенствованию внешних условий человеческого существования и к внутренней природе самого человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в совокупности социальных норм и институтов, в духовных ценностях. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Культура обладает системными качествами. Во-первых, она состоит из взаимодействующих элементов, которые образуют ее внутреннее строение. Во-вторых, как система она реагирует на внутренние и внешние импульсы и таким образом постоянно изменяется, развивается.

Элементы культуры, то есть базисные единицы, из которых она состоит, делят на два вида: материальные и нематериальные.

Материальные элементы образуют материальную культуру. В качестве базисных единиц материальной культуры выступают физические объекты, созданные человеческими руками ( их называют артефактами): книга, паровая машина, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют конкретную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальными элементами, составляющими духовную культуру, являются нормы, правила, образцы, эталоны, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они также являются результатами деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Следует отметить, что одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов, которые образуют культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, судья, спортивная одежда, мяч, билеты и многое другое. Другой пример – появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей.

Культура – сложное образование, имеющее внутреннюю структуру, состоящую из базисных элементов. В качестве основания культуры выступают ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для большинства людей. Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулируют поведение индивидов. Индивиды могут выбирать: принимать эти или другие ценности и следовать им. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая культура. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации – индивиду.

Разделяемые большинством общества убеждения относительно целей, к которым надо стремиться, возникают на основе знаний – достоверных сведений о чем-либо, научных сведений.

Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.

Мифы – фантастические, вымышленные картины мира в целом, места в нем общества и человека.

Если ценности определяют то, что считать хорошим или желаемым, то верования представляют собой: утверждения о том, что считать истинным или фактически достоверным; убежденность, эмоциональную приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Вера не требует никаких доказательств. На верованиях основаны не только мифы, но и научные знания. Ученые уверены в правильности своих теорий.

Система ценностей, верований, убеждений предписывает человеку определенный образ жизни, стандарты поведения. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые типичны не только для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп.

Образ жизни создается нашими привычками – установившимися стандартами поведения в определенных ситуациях. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного поведения. Большинство привычек не встречает со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки, которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а вместе – особый культурный комплекс, называемый этикетом.

Этикет – принятая в отдельных социальных кругах система правил поведения, составляющая единое целое. Этикет как свод правил поведения касается внешнего проявления внутреннего отношения к людям.

Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуется выполнять. Он также основан на привычках, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычаи гостеприимства, празднование Нового Года, Наурыза, Рождества, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность.

Традиции – это все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово означало предание. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.

Обряд – это совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются какие-то религиозные представления или бытовые традиции. Обряды не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения.
(крещение, наречение именем, посвящение в студенты и т.д.).

Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных выделению (празднованию) каких-либо событий, людей или дат.

Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта, подписание международных договоров и.п.).

Нравы – обычаи, имеющие моральное значение. Вообще, что именно считать нравственным, зависит от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание за безнравственное с точки зрения данной культуры, поведение следовало более суровое, нежели наказание за нарушение других норм и правил.

Табу – абсолютный запрет, накладываемый на какие-то действия, слово, предмет. (кровосмешение, каннибализм и т.п.).

Законы – нормы поведения, оформленные парламентским или правительственным документом, то есть подкрепленные политическим авторитетом государства и требующие неукоснительного выполнения. Законами общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: жизнь человека, государственную тайну, человеческие права и достоинство и т.п.).

Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться.

Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие.

Мода – смена культурных образцов и норм, замена одних массовых увлечений другими.

Культура представляет собой специфический способ существования человека и общества, позволяющий им приспосабливаться к окружающей среде путем ее преобразования. В обществе культура выполняет ряд функций.

Коммуникативная функция культуры выражается в ее способности обеспечивать взаимодействие индивидов, социальных общностей на основе общепринятых ценностей. Таким образом, культура организует жизнь общества в условиях существования у людей разнородных социальных интересов.

Функция социализации состоит в том, что благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от одного поколения к другому. В результате усвоения ценностей, верований, норм, идеалов происходит формирование личности, его подготовка к выполнению социальных ролей.

Регулятивная функция культуры выражается в том, что она формирует наиболее важные духовные ориентиры, с которыми должен согласовывать свое поведение индивид.

Культура не только регламентирует человеческую жизнь, она стремится ее развивать в соответствии с изменяющимися условиями, растущими потребностями личности. В связи с этим культура осуществляет функцию отбора ( фильтрации) культурных форм.

Основная литература:

1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. 171-
2. В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 190-201.
3. Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 95-118.

Дополнительная литература:

1. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.
2. Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994г.
3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

08.05.2010 09:56 Социология Артем 1713 7530 0
Имя *:
Email: