Menu
Типология и типы общества.
На развитие общества оказывают воздействие различные факторы: географическое расположение, национальные особенности, культура, религия и т.д. Это приводит к многообразию его конкретно-исторических, национально- культурных и политико- правовых форм существования.
Отличающиеся друг от друга общества обладают набором сходных признаков, что позволяет их типологизировать. Тип общества- это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют в конкретное время и у конкретных народов. Типология как логический прием позволяет более глубоко проникать в сущность общества, видеть многообразие путей его развития, преимущества и недостатки конкретных способов изменения различных сторон.
Примером простой типологии является одна из самых ранних классификаций общества амер. этнографа 18 века Льюиса Генри Моргана - эпоха дикости, варварства и цивилизации. В основу классификации общества были положены способы получения средств к существованию человека, которые были различными в эти три периода. Эпоха дикости – время присваивающего собирательства и охотничье – рыболоведческого хозяйства. Эпоха варварства- время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства, эпоха цивилизации- изобретение буквенного алфавита, появление классов, государства и права.
Г. Ленски и Дж. Ленски – способ производства средств к жизни + социальная структура, образ жизни. В соответствии с этим выделили следующие типы общества:
общества, живущие собирательством и охотой
садоводческие общества ( зародились на Ближнем Востоке в 4 тыс. до н.э.)
аграрные общества возникли в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне.
Промышленные общества возникли в конце 18 века в Европе.
Амер.исследователь Д.Белл выделял доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальное общества. Он классифицирует общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер.
Согласно теории «общества изобилия» известного экономиста Джона Кеннета Гэлбрейта, критерием классификации обществ также является уровень потребления. «Обществом изобилия» он называет промышленно развитые страны, в которых большинство населения уже не терпит нужду и привыкло к довольно высокому уровню жизни. Тем не менее здесь производство товаров растет от год в год и потому требует агрессивной рекламы, создания новых товаров и в конечном счете искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужных вещей и услуг исключительно ради поддержания своего социального статуса. Поэтому те ресурсы, которые можно было бы использовать на общие нужды, переходят на покрытие губительного потребления. «Общество изобилия» - это сочетание потребления и общей нищеты вокруг.

Основная литература:

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.73-139.
В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003г. С. 132-148.
Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г.
С. 58-94.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва. 1996г.
Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.
Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994г.
К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы, 1997 г.

08.05.2010 09:19 Социология Артем 2154 10243 0
Имя *:
Email: