Menu
Итоги III Международного форума «Профессиональное образование и бизнес»
Цель форума - выработка дальнейших перспектив и инструментов партнерства в обеспечении экономики квалифицированными кадрами. На форуме также будут обсуждены приоритеты сотрудничества образования и бизнеса в подготовке кадров, новая модель управления, основанная на принципах корпоративной ответственности бизнеса и государства.

В работе форума принимают участие руководители центральных государственных органов, представители Администрации Президента, Правительства, Парламента, международных организаций, работники сферы образования со всех регионов страны.

Открывая работу форума, министр образования и науки Бакытжан Жумагулов зачитал приветственное слово Премьер-Министра РК Карима Масимова к участникам форума.

«По данным ЮНЕСКО, по индексу развития образования для всех Казахстан в течение 3 лет находится в четверке лидеров. Это безусловный успех национальной системы образования, в основе которой лучшая мировая практика и отечественный опыт. Все это является итогом проводимой Нурсултаном Абишевичем политики», - говорится в приветственном слове К.Масимова.

Министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов назвал востребованные профессии на казахстанском рынке труда.

«Нашей стране сегодня нужны сварщики, крановщики, строители, сантехники и так далее», - сказал Б. Жумагулов журналистам в кулуарах ІІІ Международного форума «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнеров». Министр считает, что у этих специалистов достаточно высокая зарплата.

Б. Жумагулов напомнил, что с этого года в Казахстане вводится совершенно новая модель управления системой профессионально-технического образования. Его суть заключается во взаимодействии усилий государства и работодателей.

«То есть сегодня работодатель заинтересован именно в таком специалисте, который ему нужен, и он внесет вклад в его обучение», - заключил Б. Жумагулов.

Казахстан на подготовку одного специалиста тратит 1 тыс. 340 долларов. Глава МОН РК констатирует, что отечественный бизнес все еще мало инвестирует в развитие собственного персонала. «Для подготовки специалиста высокой квалификации выделяемых нами бюджетных средств явно недостаточно. На подготовку одного специалиста мы тратим 1 тыс. 340 долларов, а, к примеру, в США больше - 10,5 тыс. долларов», - сказал Б. Жумагулов.

«В рамках реализации программы формированной индустриализации в ближайшие годы Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил конкретные задачи по развитию профессионального образования и конкурентоспособного рынка труда. Эти вопросы находятся в постоянном фокусе работы Правительства», - говорится в обращении Премьер-Министра страны.

Вместе с тем, по мнению К.Масимова, государство также должно создать новую модель профобразования, которая будет способствовать социально-экономическим преобразованиям в стране, расширит наши возможности.

«Большое внимание будет уделено подготовке высококвалифицированного педагогического состава и обеспечению организации профобразования современной материально-технической базой. Эти вопросы являются одним из главных направлений работы Правительства», - говорится в приветствии К.Масимова.

Два десятилетия Независимости кардинально изменили систему профессионально-технического образования страны.
После распада СССР она оказалась в бедственном положении.
Многие учебные заведения были закрыты.
К началу 2000 года по сравнению с 1991 годом контингент обучающихся уменьшился более чем вдвое.

Но благодаря последовательной политике Главы государства Н.А.Назарбаева, такие тенденции были преодолены.
Реализована специальная Государственная программа развития ТиПО.
И сегодня мы можем говорить, что юбилейный год система профтехобразования завершает значительными успехами.

Во-первых, ТиПО стало доступнее для молодежи.
Количество учебных заведений по сравнению с 1991 годом возросло на 25%, число обучающихся – на 30%.
В этом есть и заслуги наших партеров.
К примеру, современные профессиональные лицеи построены компанией «Казахмыс» в г. Астане и компанией «Тенгизшевройл» в г. Кульсары Атырауской области.

Во-вторых, произведены серьезные институциональные преобразования.
Мы первыми среди стран СНГ создали на базе бывшего начального и среднего профобразования систему технического и профессионального образования.
Это позволило придать подготовке кадров техническую направленность, присваивать несколько уровней квалификации.

В-третьих, для независимой оценки качества профессиональной подготовки присвоение квалификации отделено от процесса обучения.
Теперь квалификации выпускникам присваиваются при непосредственном участии работодателей.

В-четвертых, установлены связи с работодателями.
До 2007 года не было ни одного соглашения между МОН, крупными компаниями и МИО.
А уже сегодня уже реализуется 33 таких соглашения.
Наши партнеры – АО «КазМунайГаз», «Казахмыс», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком», «Казинжиниринг», «Казахалтын», «Азия Авто», ENRC, «Казэнерджи» и др.
На местах учебными заведениями заключено более 17,5 тысяч соглашений с работодателями.
Только в этом году предприятиями предоставлено более 150 тыс. рабочих мест для производственной практики.
Оказано содействие в укреплении материально-технической базы на сумму почти 200 млн. тенге.
4 тысячи человек обучаются за счет предприятий, 3 тысячи получают стипендии.

В-пятых, начата большая работа по внедрению мирового опыта.
Налажены партнерские отношения со странами – лидерами в сфере ТиПО (Норвегия, Германия, Великобритания, Корея и др.).
В 2010 году ТиПО Казахстана стало участником Туринского процесса, объединяющего 29 стран Европы, Балкан и Центральной Азии.
Однако мир стремительно развивается, и новое время характеризуется следующими ключевыми трендами.

Экономики стран становятся все более взаимосвязанными, усиливается их конкуренция, требования к качеству товаров и услуг, усложняются технологии.
Все это требует высокой компетентности и мобильности трудовых ресурсов.
В целом доминируют три приоритета:
Первый – умный рост: с созданием экономики, основанной на инновациях
Второй – устойчивый рост: стимулирование более ресурсоэффективной и конкурентной экономики
Третий – интегрирующий рост: создание экономики высокой занятости на принципах социального и территориального единства.

В этих условиях для себя мы можем выделить несколько структурных угроз.
В первую очередь – несбалансированность рынка труда, отсутствие объективного прогноза потребностей экономики в специалистах, привлечение иностранной рабочей силы.

Наш бизнес все еще мало инвестирует в развитие собственного персонала.
Для подготовки специалистов высокой квалификации выделяемых нами бюджетных средств явно не достаточно.
На подготовку одного специалиста мы тратим 1340 долларов, а, к примеру, в США больше 10,5 тысяч, в странах ОЭСР – почти 7,5 тысяч.

Уровень квалификации еще не стал главным фактором занятости населения, пока еще достаточно большим спросом пользуются работники без квалификации – таких у нас 42% в возрасте 25-64 лет.
Работники с ТиПО у нас составляют 33%, тогда как в США – 47%, странах ОЭСР – 44%, и т.д.
А потребности Госпрограммы ФИИР составляют: 15% - с высшим образованием, 55% - с ТиПО, 30% - без квалификации – здесь есть о чем задуматься.
Преодоление указанных рисков – наша совместная задача, и для этого есть необходимые условия.

Главное, это сильная государственная политика, поддержка Главы государства.
Госпрограммой развития образования предусмотрено существенное обновление ТиПО, на это до 2015 года выделено более 90 миллиардов тенге.
Масштабные задачи по обеспечению кадрами поставлены в ГП ФИИР.
В рамках Программы «Занятость – 2020» предложены новые возможности для желающих приобрести профессию или более высокие разряды – сегодня таким обучением охвачено 60 тысяч человек.
С 2012 года предусматривается возмещение до 70% расходов работодателей на обучение специалистов.
За счет займа Всемирного Банка запущен проект стоимостью 33 млн. долларов на разработку современных профстандартов и модернизацию ТиПО.

Уважаемые коллеги!
При поддержке Правительства приняты кардинальные меры по созданию новой модели технического и профессионального образования.
Утверждены Межотраслевой план мероприятий по обеспечению экономики квалифицированными кадрами и пошаговый План развития системы ТиПО.

Сегодня уже внедрена межведомственная модель управления ТиПО на республиканском, отраслевом, региональном и локальном уровнях.
Ее образуют 432 попечительских, 16 региональных, 14 отраслевых советов и Национальный совет под председательством Премьер-Министра.

Для корпоративного управления учебными заведениями с использованием мирового опыта создан Холдинг «Кәсіпқор».
Его модель уже распространяется в регионах, в сентябре создан аналогичный центр в Восточно-Казахстанской области.
Просим и другие регионы внимательно отнестись к такому опыту.

Уважаемые участники Форума!
Для развития партнерства с бизнесом в выстраиваемой сегодня системе ТиПО есть весьма сильные стороны.
Это законодательная база, льготное налогообложение, кредитование, субсидии, введение в Закон «Об образовании» положений о социальном партнерстве, кооперативной форме обучения, и т.д.
И эти возможности надо безотлагательно использовать.

В зависимости от нашей готовности сотрудничать, возможны три основных сценария развития партнерства.
Первый сценарий – «Устойчивое партнерство» – предполагает активное и системное сотрудничество по всем направлениям подготовки кадров с точно просчитанной архитектурой взаимодействия.
Наши благоприятные возможности будут усиливаться, а угрозы будут сведены к минимуму.
Думаю, именно к этому сценарию нам с вами надо стремиться, чтобы намного укрепить и превзойти имеющиеся достижения.
Второй сценарий – «Базовое партнерство» – предусматривает взаимодействие по традиционным составляющим подготовки кадров (практика, стажировка, стипендии, трудоустройство и др.).
Это тоже неплохо, хотя и дает существенно меньшие возможности для развития.
Наконец, при недостаточной готовности к сотрудничеству и координации будет развиваться третий сценарий – «Инертное партнерство».
Полагаю, что в таком подходе мы с вами не заинтересованы, нам нужно устойчивое и взаимовыгодное партнерство.

В этой связи предлагаю принять на Форуме казахстанскую платформу партнерства.
В нее мы выдвигаем следующие первоочередные инициативы.

Первое. Целесообразно закрепить ответственность по определению прогнозной потребности в кадрах за конкретными госорганами.
К примеру, Минтруда могло бы взять на себя разработку методологии прогнозирования кадровой потребности экономики.
Мининдустрии - потребность в кадрах индустриальных проектов, Минэкономики – в рамках соответствующих программ.
Агентство по статистике – введение данных о потребности предприятий в кадрах, о числе мест для практики и трудоустройства, о договорах предприятий с учебными заведениями.
Местным органам можно было бы рекомендовать формирование госзаказа на ТиПО только на основе решений региональных и отраслевых советов по подготовке кадров.
Представителям бизнеса – активно участвовать в управлении ТиПО, в работе попечительских советов.

Второе. Очень важным рычагом управления качеством подготовки кадров является сертификация специалистов.
Такую оценку предлагаем проводить в специализированных центрах на базе отраслевых ассоциаций, в отраслях создать банки данных сертифицированных работников.

Третье. По ключевым направлениям партнерства, в том числе по уровню вовлеченности работодателей, предлагаем ввести ежегодный рейтинг регионов.

Четвертое. Предлагаем создать Клуб HR-директоров как профессиональное сообщество менеджеров, отвечающих за развитие человеческих ресурсов.
Human Resources – человеческие ресурсы
Клуб поможет в решении таких системных задач, как совершенствование профстандартов и программ подготовки кадров, развитие государственно-частного партнерства, и т.д.

Пятое. Предлагаем создать Казахстанский портал по кадровому обеспечению экономики, который станет цифровой платформой для взаимодействия всех заинтересованных сторон: органов управления, учебных заведений, работодателей, зарубежных партнеров.

Уважаемые коллеги!
Уверен, сегодняшний Форум станет генератором новых идей для продвижения нашего сотрудничества.
Желаю всем слаженной работы, принятия важных системных инициатив.

Благодарю за внимание!

По данным министерства образования Республики Казахстан.
18.11.2011 20:43 2559 2
ГУ "Профессиональный лицей №3"г.Сатпаев   22.11.2011 18:14
ОТЗЫВ О РАБОТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС:ДИАЛОГ ПАРТНЕРОВ»
Одной из задач, поставленных перед системой образования Республики Казахстан, является повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров для всех отраслей страны. Развитие рыночных отношений и включение национальной экономики в мировую хозяйственную систему предполагают глубокие качественные перемены в профессиональном образовании предъявляют новые требования к интеллектуальному уровню общества, к его совершенствованию через образованность, профессионализм, многосторонность, коммуникабельность.
18 ноября 2011 года в г.Астане состоялся III Международный Форум «Профессиональное образование и бизнес: диалог партнёров», на котором министр образования и науки Республики Казахстан Бакытжан Жумагулов указал на востребованные профессии на казахстанском рынке труда. Это прежде всего сварщики, крановщики, строители, сантехники и другие. Работодатели заинтересованы в таких специалистах, которые им нужны. Поэтому перед профессиональными лицеями ставится очень важная задача: готовить высококвалифицированных рабочих, грамотных во всех направлениях. Работодатели, в свою очередь, принимают непосредственное участие в подготовке кадров: на производстве большое внимание уделено наставничеству, в лицеях выпускникам квалификации присваивают при обязательном участии работодателей.
В обращении к участникам Форума премьер – министр Карим Масимов указал на значимость ТиПО в последнее время. Действительно, пока ещё большим спросом пользуются рабочие без образования. Но придёт время, и их место займут рабочие с ТиПО и высшим образованием. На это рассчитана и Государственная Программа образования Республики Казахстан, по которой на обновление ТиПО будут выделены миллиарды тенге.
Премьер – министр обратил также внимание участников Форума на развитие партнёрства с бизнесом, указав на три основные сценария развития партнёрства. Из трёх большую значимость приобретает первый сценарий- «Устойчивое партнёрство». Я, как директор профессионального лицея, поддерживаю К.Масимова в том, что действуем мы в основном по второму сценарию – «Базовое партнёрство», а стремиться должны к реализации первого.
И ещё один важный момент. Наша казахстанская платформа партнёрства является на сегодняшний день перспективной, подающей большие надежды в реализации намеченных планов, в решении главных задач каждого учебного заведения технического и профессионального образования.
Я уверен, что все участники Форума каждый в своём направлении возьмут за основу все предложенные идеи для продвижения сотрудничества.


Директор ПЛ № 3 г. Сатпаев Карагандинской области Буркутов Б.М.
James   03.08.2012 12:54
Your post has moved the debate frowrad. Thanks for sharing!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход