Реализация принципов Болонского процесса и предстоящие задачи
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова в интерактивной панели «Реализация принципов Болонского процесса и предстоящие задачи» Конференции Министров Европейского пространства высшего образования, Бухарест, 26 апреля 2012 года
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Рад приветствовать вас на столь представительном международном форуме, который на годы вперед определяет базовые пути развития системы высшего образования наших стран.
Два года назад Казахстан подписал Болонскую Декларацию и стал полноправным членом Европейской зоны высшего образования.
Но наше продвижение по пути реформ образовательной сферы началось еще 20 лет назад, с обретения Казахстаном независимости.
Политика Президента нашей страны Н.А.Назарбаева однозначно ориентирована на внедрение международных стандартов в данной области, построение открытой образовательной сферы, обеспечение ее конкурентоспособности на мировой арене.
В итоге уже более 5 лет назад мы перешли на принятую в Европейском пространстве трехуровневую систему подготовки специалистов, окончательно отказались от прежней системы ученых степеней.
В Казахстане полностью изменена структура высшего образования, внедрена кредитная технология обучения.
Развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.
С прошлого года она поддерживается государством не только законодательно и институционально, но и прямым выделением государственного финансирования. Просил бы европейские вузы более активно поддерживать студентов из Казахстана, и мы готовы также к приему студентов из Европы. Прежде всего, это Назарбаев Университет, который олицетворяет единство образования, науки и инноваций. А также и другие вузы, в которых могут обучаться студенты из Европы.
В Республике Казахстан предусмотрено законодательное закрепление Национальной квалификационной системы, введение на рынке труда профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций и независимой системы квалификаций.
Идеи Болонского процесса стали одной из основ Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Таким образом, все принципы и направления Болонского процесса нами поддерживаются и последовательно претворяются в жизнь.
Также мы поддерживаем принятие Бухарестского коммюнике, проект которого предложен на рассмотрение Конференции Министров Европейского пространства.
Хотел бы обратить ваше внимание на несколько принципиальных положений.
Первое. Безусловно важным является обеспечение высокого качества высшего образования во всех наших странах.
Один из ключевых механизмов в этом деле – расширение состава и сферы деятельности агентств Европейского реестра по обеспечению качества.
И очень важно, чтобы данные агентства действовали как по общеевропейским, так и по национальным требованиям.
Это откроет пути к гармонизации соответствующего законодательства наших стран и к более полному удовлетворению национальных интересов.
Для нас это важно, поскольку Казахстан приступил к развертыванию Национальной сети независимых аккредитационных агентств, действующих по Болонским критериям.
И мы ставим перспективной целью последующее вхождение этих агентств в общеевропейскую систему качества образования.
Второе. Все более принципиальным моментом становятся вопросы баланса спроса и предложения на рынке труда для высококвалифицированных специалистов.
Сегодня в глобальном масштабе идет процесс расширения массовости и доступности высшего образования.
Это в целом положительное явление.
Но при этом существенно обостряются проблемы эффективного трудоустройства выпускников, которое определяется реальным спросом экономики и общества.
Из представленного нам отчета видно, что в Европейском пространстве около половины людей с высшим образованием трудоустраиваются там, где обычно высшее образование не требуется.
А это уже настораживающий фактор, показывающий дисбаланс спроса и предложения.
С подобной проблемой столкнулся уже и Казахстан, где за годы независимости контингент студентов возрос в несколько раз.
В данной связи нам с вами, наверно, надо будет обратить внимание на выработку общих механизмов, которые могли бы положительно влиять на такой баланс.
Для этого надо будет разработать систему оценки и прогнозирования потребностей рынка труда.
Также нужны и механизмы стимулирования организаций образования к выпуску специалистов в большем соответствии с запросами экономики.
Это очень важно для более полного удовлетворения личностных запросов и качественного трудоустройства выпускников.
Третье. Казахстан – единственное Центрально-азиатское государство, которое подписало Болонскую декларацию. С целью расширения Европейской зоны высшего образования и активизации Болонского процесса в Центрально-азиатском регионе предлагаем создать в столице Республики Казахстан городе Астане Бюро Болонского процесса по Центрально-азиатскому региону.
Уважаемые коллеги!
Наша страна является самым молодым подписантом Болонской Декларации.
Уверен, принятие Бухарестского коммюнике, идеи и приоритеты которого мы поддерживаем, принесет хорошие результаты.
Спасибо за внимание!
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемые коллеги! Дамы и господа!
Рад приветствовать вас на столь представительном международном форуме, который на годы вперед определяет базовые пути развития системы высшего образования наших стран.
Два года назад Казахстан подписал Болонскую Декларацию и стал полноправным членом Европейской зоны высшего образования.
Но наше продвижение по пути реформ образовательной сферы началось еще 20 лет назад, с обретения Казахстаном независимости.
Политика Президента нашей страны Н.А.Назарбаева однозначно ориентирована на внедрение международных стандартов в данной области, построение открытой образовательной сферы, обеспечение ее конкурентоспособности на мировой арене.
В итоге уже более 5 лет назад мы перешли на принятую в Европейском пространстве трехуровневую систему подготовки специалистов, окончательно отказались от прежней системы ученых степеней.
В Казахстане полностью изменена структура высшего образования, внедрена кредитная технология обучения.
Развивается академическая мобильность студентов и преподавателей.
С прошлого года она поддерживается государством не только законодательно и институционально, но и прямым выделением государственного финансирования. Просил бы европейские вузы более активно поддерживать студентов из Казахстана, и мы готовы также к приему студентов из Европы. Прежде всего, это Назарбаев Университет, который олицетворяет единство образования, науки и инноваций. А также и другие вузы, в которых могут обучаться студенты из Европы.
В Республике Казахстан предусмотрено законодательное закрепление Национальной квалификационной системы, введение на рынке труда профессиональных стандартов, отраслевых рамок квалификаций и независимой системы квалификаций.
Идеи Болонского процесса стали одной из основ Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Таким образом, все принципы и направления Болонского процесса нами поддерживаются и последовательно претворяются в жизнь.
Также мы поддерживаем принятие Бухарестского коммюнике, проект которого предложен на рассмотрение Конференции Министров Европейского пространства.
Хотел бы обратить ваше внимание на несколько принципиальных положений.
Первое. Безусловно важным является обеспечение высокого качества высшего образования во всех наших странах.
Один из ключевых механизмов в этом деле – расширение состава и сферы деятельности агентств Европейского реестра по обеспечению качества.
И очень важно, чтобы данные агентства действовали как по общеевропейским, так и по национальным требованиям.
Это откроет пути к гармонизации соответствующего законодательства наших стран и к более полному удовлетворению национальных интересов.
Для нас это важно, поскольку Казахстан приступил к развертыванию Национальной сети независимых аккредитационных агентств, действующих по Болонским критериям.
И мы ставим перспективной целью последующее вхождение этих агентств в общеевропейскую систему качества образования.
Второе. Все более принципиальным моментом становятся вопросы баланса спроса и предложения на рынке труда для высококвалифицированных специалистов.
Сегодня в глобальном масштабе идет процесс расширения массовости и доступности высшего образования.
Это в целом положительное явление.
Но при этом существенно обостряются проблемы эффективного трудоустройства выпускников, которое определяется реальным спросом экономики и общества.
Из представленного нам отчета видно, что в Европейском пространстве около половины людей с высшим образованием трудоустраиваются там, где обычно высшее образование не требуется.
А это уже настораживающий фактор, показывающий дисбаланс спроса и предложения.
С подобной проблемой столкнулся уже и Казахстан, где за годы независимости контингент студентов возрос в несколько раз.
В данной связи нам с вами, наверно, надо будет обратить внимание на выработку общих механизмов, которые могли бы положительно влиять на такой баланс.
Для этого надо будет разработать систему оценки и прогнозирования потребностей рынка труда.
Также нужны и механизмы стимулирования организаций образования к выпуску специалистов в большем соответствии с запросами экономики.
Это очень важно для более полного удовлетворения личностных запросов и качественного трудоустройства выпускников.
Третье. Казахстан – единственное Центрально-азиатское государство, которое подписало Болонскую декларацию. С целью расширения Европейской зоны высшего образования и активизации Болонского процесса в Центрально-азиатском регионе предлагаем создать в столице Республики Казахстан городе Астане Бюро Болонского процесса по Центрально-азиатскому региону.
Уважаемые коллеги!
Наша страна является самым молодым подписантом Болонской Декларации.
Уверен, принятие Бухарестского коммюнике, идеи и приоритеты которого мы поддерживаем, принесет хорошие результаты.
Спасибо за внимание!
28.04.2012 08:56 2593 0