Menu
Выступление министра образования и науки РК. 10.01.2012

Уважаемые коллеги!

Наша сегодняшняя встреча не случайна. 

Как сказал Глава государства во время поездки в вашу область: «Трагедия в Жанаозене стала общей для всех граждан страны. Все казахстанцы единодушно осудили действия организаторов».

Взвешенный анализ обстановки, представленный Лидером нации, задал базовые направления дальнейшей работы.

И, в первую очередь, настоятельную необходимость усилить внимание к развитию Жанаозена и региона в целом.

В этой связи Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поручил всем государственным органам организовать совместную и скоординированную работу.

В рамках этой работы мы и проводим сегодняшнюю встречу.

Безусловно, сфера образования имеет в этом деле огромную социальную значимость.

И ее результативность, прежде всего, зависит от вас, уважаемые педагоги.

Известный мировой политик прошлого говорил: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

И чтобы правильно распорядиться этой властью, все мы должны четко знать, чего достигли, какие есть проблемы и какие изменения в образовании должны произойти в наступившем году.

На все эти вопросы отвечает новая Государственная программа развития образования до 2020 года.

Итоги первого года ее реализации скоро будут обсуждены на расширенной коллегии Министерства.

Попрошу всех педагогов области внимательно ознакомиться с ее решениями.

Сегодня же я вкратце остановлюсь на основных направлениях нашей работы, в том числе и в Мангистауской области.

Первое – это возрождение системы дошкольного воспитания и обучения.

Вы знаете, что в этой сфере действует инициированная Главой государства программа «Балапан».

Она выполняется успешно.

За последние 2 года охват детей от 3 до 6 лет дошкольными организациями возрос до 65%, а в ряде регионов - до 90%

Однако в Мангистауской области охват составляет 60,7% - это ниже республиканского показателя.

Еще ниже этот уровень в Жанаозене – менее 50%.

Остается острым вопрос очередности: по области необходимо еще  более 20 тысяч мест.

Данную проблему надо решать ускоренными темпами.

И в число задач начавшегося 2012 года включен ввод 2 детских садов в Жанаозене за счет РБ.

За счет МБ в области в этом году планируется открыть еще 4 детских сада.

Очень важным резервом считаю усиление государственно-частного партнерства.

Необходимый задел у вас есть, сегодня в области работает 31 частная дошкольная организация, или 19% от общего числа. 

Это хороший показатель с учетом того, что в некоторых регионах нет ни одного частного детсада (ВКО, ЗКО, Павлодарской, СКО).  

Такую работу надо проводить и дальше.

В итоге реализации Госпрограммы мы должны выйти на 100%-ный охват детей дошкольным воспитанием.

В плане перехода к новому качеству обучения Министерством в 2012 году будет разработана принципиально новая модель выпускника дошкольной организации для условий 12-летнего среднего образования.

Это важный шаг к обеспечению познавательной активности ребенка, его творческого мышления.

В среднем образовании в текущем году одной из важнейших задач является строительство новых школ.

Вы знаете, что по инициативе Главы государства в Казахстане принята беспрецедентная по масштабам программа строительства 522 школ, уникальная в мировой практике.

В 2012 году в области будет вестись строительство 9 школ (7 – РБ, 2 – МБ).

Начата принципиально новая программа внедрения электронного обучения Е-learning

В 2011 году запущен пилотный проект – 44 организации образования

В 2012 году число таких организаций мы должны увеличить на 537, соответственно обеспечив их доступ к сети Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек

Таким образом, учителя и учащиеся получат доступ к лучшим образовательным ресурсам

Будет продолжено совершенствование материально-технической базы среднего образования.

Вы знаете, что в вашей области недостаточно решен вопрос обеспечения школ компьютерами и универсальными интерактивными кабинетами.

Показатель 28 учеников на 1 компьютер ниже среднереспубликанского (16). 

Частично эту проблему решит включение в проект электронного обучения 12 школ и 2-х колледжей Мангистауской области.

Кроме того, сегодня в Жанаозене я дал поручение аппарату Министерству изыскать средства и поставить в город 200 компьютеров.

Но необходима и серьезная поддержка со стороны местных властей, крупных компаний региона. 

Серьезной проблемой для Казахстана в качестве обучения являются МКШ.

Эту проблему в масштабах страны мы будем решать по-новому – путем создания 26 опорных школ (ресурсных центров).

Для координации работы данной системы создается Республиканский Центр развития МКШ при Национальной академии образования имени Ы. Алтынсарина, центры развития МКШ при ИПК в 12 регионах и лаборатория в Актюбинской области.

Таким образом, проблема действующих в вашем регионе 19 МКШ будет последовательно решаться.

Важный системный вопрос – создание Назарбаев Интеллектуальных школ.

Действуют уже 6 таких школ.

До конца 2015 года планируется построить еще 15, из них строительство 12 уже идет.

В Мангистауской области планируется строительство 2-х таких школ.

Этому вопросу мы уделяем особое внимание, ведь такие школы призваны стать локомотивами развития всей сети средних учебных заведений.

В прошлом году по поручению Президента страны создана единая вертикаль контроля качества всех уровней образования, от дошкольного до высшего и послевузовского.

Задача этого года – обеспечить ее четкую работу, чтобы территориальные департаменты стали эффективным связующим звеном Министерства с местными исполнительными органами, организациями образования, в том числе и в вашей области.

Надеюсь на вашу поддержку в этом деле.

Хочу остановиться еще на некоторых нововведениях в системе образования в наступившем году.

Во-первых, вводится новый ГОСО для 11-летки.

Это очень существенно, ведь полный переход к 12-летнему обучению займет не менее 8 предстоящих лет. 

И важно, чтобы весь переходный период действовал качественный стандарт среднего образования

Во-вторых, в 2012 году будут проведены подготовительные работы по апробации подушевого финансирования в 5 областях, включая и Мангистаускую.

(Акмолинская, Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Мангистауская и Павлодарская области)

В-третьих, с 2012 года мы планируем начало работ по запуску Государственной образовательной накопительной системы.

Это работа непростая, она потребует привлечения банков второго уровня, организаций образования на местах, широкой разъяснительной работы среди населения.

Но в результате мы получим еще один механизм, расширяющий доступность качественного образования для казахстанцев.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что в новой Госпрограмме особое внимание уделяется повышению статуса учителя

Вы уже начали получать новые надбавки за категории, и эту работу мы будем продолжать.

В прошлом году Министерство разработало новую модель оплаты труда педагогов с дифференцированными повышающими коэффициентами и представило в Министерство труда и социальной защиты населения.

Задача на будущее – продвижение этой модели, чтобы наши педагоги могли получать достойную зарплату, соответствующую своей  квалификации.

Особое внимание мы будем уделять повышению квалификации педагогов.

Из 7 890  педагогов у вас только 10,7% с высшей категорией (по республике 15,2%).

Поэтому надо усиленными темпами проводить повышение квалификации, в том числе и по запускаемой в этом году новой системе переподготовки.

В нее входят Национальный центр повышения квалификации, Центр педагогического мастерства «Назарбаев Интеллектуальных школ».

Управление образования области должно до конца проработать данный вопрос

К этому надо отнестись очень серьезно, ведь новая модель переподготовки даст дополнительные надбавки к зарплате

В системе ТиПО создана принципиально новая система управления – Национальный совет, 16 Региональных и 14 Отраслевых советов, холдинг «Кәсіпқор».

Запущен совместный с Всемирным банком проект «Модернизация технического и профессионального образования».

Задача этого года – обеспечить эффективную работу этих Советов, в т.ч. и в вашей области.

Они должны содействовать определению потребности в кадрах, разработке квалификационных требований, обновлению образовательных  стандартов, разработке профстандартов.

Особое внимание Регионального Совета вашей области прошу обратить на соответствие структуры подготовки кадров реальным потребностям рынка труда

У вас охват молодежи один из высоких по республике – 27,8%, но трудоустраивается только 68% выпускников против 75% по стране – это серьезная проблема

(В области функционируют 27 учебных заведений ТиПО, обучаются 27841 учащихся)

Требуют решения вопросы совершенствования материально-технической базы учебных заведений ТиПО.

В системе высшего образования вводятся новая классификация вузов,  международная и национальная аккредитация.

Сегодня у нас действуют 147 вузов, их число с этого года по указанию Главы государства будет оптимизироваться в соответствии с новыми требованиями.

Есть проблема с заочным образованием.

Анализ показал, что заочников у нас выпускается чуть ли не больше, чем очников.

Это создает существенный переизбыток подготовки специалистов с высшим образованием, не соответствующий структуре рынка труда.

Это прямая угроза структурной безработицы, да и качество заочной подготовки низкое.

Проблема будет решаться системно, заочное обучение надо существенно сократить.

Ежегодно растет объем госзаказа на подготовку кадров с высшим образованием.

В 2011 году он составил 36046 грантов.  

(2010 г. - 35 425)

По области обладателями образовательных грантов стали 945 выпускников.

(всего выпускников - 4 649)

В этом году впервые запускается программа «Студенческое жилье».

80% нуждающихся студентов будут обеспечены общежитиями.

Большие изменения произошли в сфере науки

Но в сфере содержания и направленности исследований еще не все продумано

К примеру, в вашей области есть много вопросов, где наука могла бы эффективно поработать – связанных с портом Актау, сельхозпродукцией, экологией, трудовыми ресурсами, эффективностью нефтедобычи и транспортировки, и т.д. 

Есть хорошие ученые и специалисты.

Но должного масштаба исследований в данных направлениях нет.

Поэтому поручаю Комитету науки проработать этот вопрос и предложить целевую программу научных исследований и инновационных разработок, ориентированную на Мангистаускую область.

Важный аспект - воспитательная работа с молодежью на всех уровнях образования

Особенно в свете последних событий.

Здесь очень многое зависит от вас – педагогов.

Министерством в прошлом году разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики», он внесен в Мажилис Парламента.

Созданы 19 ресурсных центров.

(16 региональных и 3 республиканских)

В числе задач 2012 года могу отметить следующие:

Во-первых, усилить воспитательную и патриотическую работу в соответствии с требованиями законодательства, за это ответственность несет первый руководитель каждой организации образования.

Во-вторых, активно вовлекать молодых граждан в социально-экономическое развитие страны, в том числе в рамках государственного социального заказа.

В-третьих, привлекать к работе с молодежью все слои общества – работодателей, НПО, СМИ, экспертов и т.п.

 

Уважаемые коллеги!

Для выполнения всех поставленных задач создана солидная законодательная база, идет все увеличивающееся финансирование.

Принят новый Закон «О науке».

Существенные изменения и дополнения внесены в Закон «Об образовании».

Принята Госпрограмма развития образования на 2011-2020 годы.

Утверждено свыше 80 нормативных правовых актов, разрабатывается еще 48.

Так что все возможности есть, есть ваш опыт, талант и знания.

Желаю вам в 2012 году благополучия, стабильности и мира. 

Пусть он принесет каждому из вас вдохновение, успехи и уверенность в завтрашнем дне!

Благодарю за внимание!

23.01.2012 17:26 2907 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход