Menu
Выступление Министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова 20 февраля 2012 года
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова на республиканском семинаре-совещании по разъяснению и пропаганде Послания Главы государства народу Казахстана, Астана, 20 февраля 2012 года.

Уважаемый Мухтар Абрарулы!
Уважаемые участники семинара!

В своем Послании народу Казахстана Глава государства Н.А.Назарбаев поставил новые задачи по дальнейшему укреплению экономики, повышению благосостояния народа.

Президент страны очень большое внимание уделил сфере образования и науки.

Глобальные задачи здесь – переход на новое качество подготовки, создание эффективной системы обучения, вывод научных исследований на мировой уровень и прямое подключение науки к инновационным процессам.

Поэтому не случайно в Общенациональном плане мероприятий по реализации Послания вопросам образования и науки посвящена пятая часть мероприятий (12 из 61).

Законодательная основа у нас имеется – в прошлом году практически полностью обновлена правовая база системы образования и науки.
Приняты новые Законы «О науке», «О статусе Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и Назарбаев Фонда».

Очень серьезные изменения внесены в Закон «Об образовании».
Всего за прошлый год принято 7 законов, приняты или находятся на рассмотрении более 70 постановлений Правительства.
В текущем году мы сосредоточим усилия на следующих основных задачах, поставленных Главой государства.

Первое – внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования – Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами.
Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях.
И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение качества и квалификации педагогов.
Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования.

В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей.
До сих пор она была неэффективной.
Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки.
Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах, Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны.
А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы.

Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов.
Еще один новый механизм – введение в соответствии с мировой практикой централизованной вертикали контроля качества образования всех уровней.
Для этого во всех регионах созданы территориальные департаменты министерства.

Их работа позволит эффективно координировать внедрение новых стандартов, технологий и методик, повысить и выровнять качество образования на всей территории страны.

Второе – создание независимой системы подтверждения квалификации.
И в профессионально-техническом, и в высшем образовании до сих пор у нас действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов.

Мир уже давно отходит от такой практики.
Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере.
Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
Это важная задача 2012 года.
И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.

Третье – обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы.
Это важный аспект повышения качества трудовых ресурсов, на котором заострил внимание Глава государства.

До сих пор у нас действует старая советская система заочного обучения, качество которого очень низкое.
В современной мировой практике такое понятие уже почти не используется.
Его заменило дистанционное обучение с применением современных информационных, мультимедийных, интерактивных технологий, что дает гораздо более высокое качество высшего и профессионального образования без отрыва от производства.
Еще один важный пример – дуальная система подготовки в системе ТиПО Германии.
В ней обучающиеся ¾ времени трудятся и обучаются на производстве, и только ¼ затрачивают на теоретическое обучение в организации образования.

Сейчас в казахстанской системе ТиПО созданы принципиально новые структуры управления – Национальный совет, Отраслевые и региональные советы с участием работодателей.
Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д.
И в каждом регионе мы будем адаптировать под них, включая дуальную систему, по 2-3 колледжа, а затем распространять их опыт на другие организации ТиПО.

Четвертое. Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.

Нам предстоит существенно переработать концептуальные подходы, методологию, стандарты и содержание среднего образования, перейти от «знаниевого» к компетентностному подходу, и такая работа уже начата.

Пятое – расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий.
К реализации данного вопроса мы уже приступили.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей.

Сегодня из 211 тысяч иногородних студентов обеспечены общежитиями 149 тыс.(71%).
К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 93 общежития, в том числе два студенческих городка в Алматы и Астане.
Это позволит снять остроту проблемы.

Шестое. События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности.
Поэтому очень важным является поручение Президента страны об усилении воспитательного компонента процесса обучения.
Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать.
При этом в решении данной задачи считаю особо важным консолидировать усилия, как нашего министерства, так и местных исполнительных органов.
Необходим целенаправленный, активный и постоянный воспитательный процесс всей молодежи, а не только учащейся.

В этом плане мы уже наработали определенный опыт.
В рамках госсоцзаказа в 2011 году мы поддержали ряд молодежных инициатив и создали 19 ресурсных центров (16 региональных и 3 республиканских).
Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».

Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 – 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».

На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, неправительственный сектор.
Считаем, также необходимым ускорить решение вопроса по созданию в областях и г. Астане управлений молодежной политики.

Седьмое – укрепление инновационной системы и государственной поддержки науки.
Благодаря поддержке Главы государства, финансирование науки неуклонно растет.
В 2011 году общий объем финансирования на научные исследования составил 28,8 миллиарда тенге, а на 2012 год заложено 41,8 миллиарда тенге – это рост на 45%.

Внедрена новая система финансирования науки, которая включает базовое, грантовое и программно-целевое финансирование.
Таким образом, создана реальная база, которая обеспечит позитивные преобразования и откроет новые возможности для наших ученых.
Кроме того, предусмотренное Посланием увеличение размера расходов на инновационные гранты обеспечит более эффективное внедрение научных результатов в экономику страны.

Но здесь пока еще не задействован широкий спектр стимулов для научно-инновационной деятельности, характерный для развитых стран.
В решении этой задачи мы готовы тесно взаимодействовать с заинтересованными министерствами, прежде всего, Мининдустрии и новых технологий, Минэкономразвития, Минсельхозом и Минздравом, фондом «Самрук-Казына», с научным сообществом и бизнесом.
Целью должно стать максимальное раскрытие потенциала взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и инноваций, внедрение новых форм государственно-частного партнерства.

Восьмое – распространение опыта Назарбаев Университета и Интеллектуальных школ на всю систему казахстанского образования.
Один из механизмов распространения опыта Назарбаев Интеллектуальных школ уже практически сформирован.

На их базе созданы Центры педагогического мастерства для повышения квалификации учителей, о которых уже говорил.
Второе направление, которое мы будем развивать – определение базовых школ и внедрение в их учебный процесс передовых наработок НИШ, а также прямое распространение опыта педагогов НИШ через систему семинаров, мастер-классов и т.д.
Наработки Назарбаев Университета мы будем распространять по линии создаваемых исследовательских и инновационно-ориентированных университетов.

Управленческие подходы Назарбаев университета уже используются при внедрении корпоративного управления в ведущих вузах страны через создание Наблюдательных и Попечительских советов, и эту практику мы будем постоянно расширять.
Все это позволит сделать качественный рывок в образовании и науке, обеспечить интеграцию науки и инновационной деятельности.

Уважаемые участники семинара!
В заключение хочу отметить, что работники сферы образования и науки приложат все усилия для неукоснительного и полного выполнения всех задач, поставленных Главой государства.

Спасибо за внимание!
21.02.2012 12:02 2912 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход