Совершенстование системы образования на 2012 год
Сегодня министр образования Республики Казахстан провел встречу с активом Северо-Казахстанской области, г. Петропавловск. В своем выступлении Жумагулов отметил важность проведения данных мероприятий для разъяснения послания президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Отдельное внимание министр уделил основным задачам по десяти важнейшим направлениям, что выделил Глава государства в своем последнем послании народу страны. Выделим эти задачи:
1) Занятость казахстанцев.
2) Доступное жильё.
3) Региональное развитие.
4) Повышение качества государственных услуг населению.
5) Улучшение кадрового потенциала.
6) Модернизация судебной и правоохранительной систем.
7) Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.
8) Совершенствование пенсионной системы.
9) Индустриально-инновационные проекты.
10) Развитие сельского хозяйства.
Так как нас касается лишь образование, мы остановимся на четвертом пункте выступления министра и обозначим главные задачи в этом направлении:
1) Внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования – Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами.
Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях.
И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов.
Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования.
В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей.
До сих пор она была неэффективной.
Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки.
Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах.
Сформированы Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны.
А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы.
Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов.
С 1 сентября запускаем новую систему повышения квалификации ППС педвузов, на это выделены серьезные средства.
В прошлом году мы начали освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира – электронного обучения «E-learning».
В 44 организациях образования начат соответствующий пилотный проект, к которому в 2012 году будет подключено еще 537 организаций с доступом к сети Интернет пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
По результатам анализа пилотного проекта мы будем совершенствовать концепцию E-learning, соответствующие стандарты и программы обучения.
Это окажет кумулятивное воздействие на всю сферу образования, резко повысит доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.
2) Создание независимой системы подтверждения квалификации.
Частично в профессионально-техническом, и полностью в высшем образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов.
Мир уже давно отходит от такой практики.
Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере.
Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
3) Обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы
Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски» и не обеспечивающей должное качество подготовки.
Оно зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не знаний.
Передовые страны уже давно отошли от такой практики, и понятие заочного обучения уже почти не используется.
Здесь также нужны новые методы и технологии.
Они в мировой практике уже есть.
Один из наиболее впечатляющих примеров – дуальная система подготовки в Германии.
Там обучающиеся две трети времени трудятся и обучаются на производстве, и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу в организации образования.
Сейчас в нашей системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления – Национальный совет, Отраслевые и региональные советы.
Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д.
И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по 2-3 колледжа, а затем распространять на другие организации.
Еще один важный метод обучения без отрыва от производства – дистанционное обучение с применением современных информационных интерактивных технологий.
И мы уже прорабатываем подходы к освоению такого вида обучения.
4) Развитие функциональной грамотности у школьников
Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
5) Вопрос молодежной политики.
Расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий.
К решению этой задачи мы уже приступили.
Ряд направлений государственно-частного партнерства отрабатываем на примере деятельности наблюдательных и попечительских советов организаций образования.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей, где еще много необеспеченных жильем студентов.
К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 94 общежития, включая два студенческих городка в Алматы и Астане.
6) Усиление воспитательного компонента.
События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности.
Поэтому очень важным является поручение Лидера нации об усилении воспитательного компонента процесса обучения.
Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать.
С одной стороны, совершенствуя содержание и цели обучения с обязательным включением воспитательных компонентов в образовательные стандарты и программы.
С другой стороны, консолидируя усилия министерства, местных исполнительных органов и неправительственного сектора на расширение воспитательной работы с молодежью.
Здесь есть весьма проблемные вопросы.
Ведь наши дети сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее.
Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам.
Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке.
Значителен уровень преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, имеются факты влияния нетрадиционных религиозных групп, вплоть до экстремистских, других деструктивных движений.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию, действовать активно и с опережением.
Здесь не должно быть никакого формализма.
Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты возложена на первых руководителей организаций образования, от ректоров до директоров школ, на начальников областных управлений образования и соответствующих нижестоящих структур.
И спрос будет жестким.
Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив.
В рамках государственного социального заказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров.
Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».
Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 – 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».
На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор.
Считаем, нужным ускорить решение вопроса по созданию в регионах, в том числе в вашей области, управлений молодежной политики.
Отдельное внимание министр уделил основным задачам по десяти важнейшим направлениям, что выделил Глава государства в своем последнем послании народу страны. Выделим эти задачи:
1) Занятость казахстанцев.
2) Доступное жильё.
3) Региональное развитие.
4) Повышение качества государственных услуг населению.
5) Улучшение кадрового потенциала.
6) Модернизация судебной и правоохранительной систем.
7) Качественный рост человеческого капитала в Казахстане.
8) Совершенствование пенсионной системы.
9) Индустриально-инновационные проекты.
10) Развитие сельского хозяйства.
Так как нас касается лишь образование, мы остановимся на четвертом пункте выступления министра и обозначим главные задачи в этом направлении:
1) Внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования – Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами.
Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях.
И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов.
Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования.
В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей.
До сих пор она была неэффективной.
Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки.
Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах.
Сформированы Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах.
И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны.
А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы.
Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов.
С 1 сентября запускаем новую систему повышения квалификации ППС педвузов, на это выделены серьезные средства.
В прошлом году мы начали освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира – электронного обучения «E-learning».
В 44 организациях образования начат соответствующий пилотный проект, к которому в 2012 году будет подключено еще 537 организаций с доступом к сети Интернет пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
По результатам анализа пилотного проекта мы будем совершенствовать концепцию E-learning, соответствующие стандарты и программы обучения.
Это окажет кумулятивное воздействие на всю сферу образования, резко повысит доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.
2) Создание независимой системы подтверждения квалификации.
Частично в профессионально-техническом, и полностью в высшем образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов.
Мир уже давно отходит от такой практики.
Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере.
Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций.
И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
3) Обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы
Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски» и не обеспечивающей должное качество подготовки.
Оно зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не знаний.
Передовые страны уже давно отошли от такой практики, и понятие заочного обучения уже почти не используется.
Здесь также нужны новые методы и технологии.
Они в мировой практике уже есть.
Один из наиболее впечатляющих примеров – дуальная система подготовки в Германии.
Там обучающиеся две трети времени трудятся и обучаются на производстве, и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу в организации образования.
Сейчас в нашей системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления – Национальный совет, Отраслевые и региональные советы.
Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д.
И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по 2-3 колледжа, а затем распространять на другие организации.
Еще один важный метод обучения без отрыва от производства – дистанционное обучение с применением современных информационных интерактивных технологий.
И мы уже прорабатываем подходы к освоению такого вида обучения.
4) Развитие функциональной грамотности у школьников
Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации.
В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
5) Вопрос молодежной политики.
Расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий.
К решению этой задачи мы уже приступили.
Ряд направлений государственно-частного партнерства отрабатываем на примере деятельности наблюдательных и попечительских советов организаций образования.
В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи.
Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей, где еще много необеспеченных жильем студентов.
К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 94 общежития, включая два студенческих городка в Алматы и Астане.
6) Усиление воспитательного компонента.
События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности.
Поэтому очень важным является поручение Лидера нации об усилении воспитательного компонента процесса обучения.
Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать.
С одной стороны, совершенствуя содержание и цели обучения с обязательным включением воспитательных компонентов в образовательные стандарты и программы.
С другой стороны, консолидируя усилия министерства, местных исполнительных органов и неправительственного сектора на расширение воспитательной работы с молодежью.
Здесь есть весьма проблемные вопросы.
Ведь наши дети сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее.
Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам.
Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке.
Значителен уровень преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, имеются факты влияния нетрадиционных религиозных групп, вплоть до экстремистских, других деструктивных движений.
В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию, действовать активно и с опережением.
Здесь не должно быть никакого формализма.
Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты возложена на первых руководителей организаций образования, от ректоров до директоров школ, на начальников областных управлений образования и соответствующих нижестоящих структур.
И спрос будет жестким.
Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив.
В рамках государственного социального заказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров.
Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы».
Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики».
Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 – 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан».
На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор.
Считаем, нужным ускорить решение вопроса по созданию в регионах, в том числе в вашей области, управлений молодежной политики.
16.03.2012 16:43 2972 2
Артем 17.03.2012 20:38 Работу в регионе министр начал со встречи с активом области. Но сначала он заглянул на выставку инновационных проектов, организованную в областном Русском драматическом театре. В первом разделе демонстрировали новое интерактивное оборудование и 3D обучающие программы и комплексы по химии, физике, биологии для школ и виртуальный тренажер сварщика для колледжей. Второй раздел был посвящен инновационным проектам, разработанным и запатентованным студентами и преподавателями Северо-Казахстанского государственного университета имени М.Козыбаева. Это проекты по повышению качества отечественной продукции, созданию экспортозамещающих товаров и экологически чистых фитопрепаратов, по созданию межотраслевых региональных центров, автоматизации учебного процесса. Не менее интересные проекты показали колледжи, например, интерактивный комплекс «Лингва» по изучению языков или применение музыкальной терапии в лечебной практике.
Выступая перед активом области, министр подробно остановился на десяти ключевых моментах модернизации социальной и экономической жизни страны, обозначенных в Послании Президента. Как подчеркнул глава ведомства, Президент выдвигает мощную программу социального развития, существенного увеличения средств на социальные проекты, в том числе на образование и науку. Это яркое свидетельство неизменности курса на развитие человеческого капитала, заботу о человеке, который всегда был важнейшим приоритетом политики нашего государства. |
Артем 17.03.2012 20:38 В текущем году, как сказал министр, его ведомство сосредоточит усилия на задачах, поставленных в Послании. В первую очередь, это внедрение в процесс обучения современных методик и технологий. Кардинально изменятся подходы к системе повышения квалификации действующих учителей. В пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций. И первым таким центром, по убеждению главы МОН, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
Останавливаясь на укреплении инновационной системы и государственной поддержки науки, руководитель МОН, отметил, что благодаря поддержке Главы государства сегодня в Казахстане внедрена новая модель финансирования научной сферы, создана реальная база, которая обеспечит позитивные преобразования и откроет новые возможности для наших ученых. Завершив двухчасовую встречу с активом, глава Минобразования и науки направился на объекты образования. Первым объектом посещения стала Казахская школа-гимназия г. Петропавловска. Эта школа на 1100 мест была открыта в 2007 году. При школе открыт дошкольный мини-центр на 50 мест. Министру провели обзорную экскурсию по одному из лучших в области школьному музею истории. Затем министр посетил урок математики на английском языке в 7 классе, который провел учитель-математик Расул Ахметбеков. Это экспериментальный класс по программе трехязычия в школе. В подарок от министра школа получила лингафонный мультмедийный кабинет. Здесь же с участием главы МОН прошло заседание Попечительского совета школы. Благодаря активной работе попечителей школа подписала меморандумы о сотрудничестве с петропавловским заводом тяжелого машиностроения и городским маслихатом. Завод очень заинтересован в профориентационной работе, чтобы со школьной скамьи воспитывать для себя будущие кадры. Посещение министра завершилось его общением со школьными интеллектуалами. Члены школьного научного общества пригласили министра принять участие в он-лайн заседании. Дети работали в он-лайн режиме обсуждали со сверстниками из 83 школ области свои научные проекты. К слову, 9 учеников этой школы стали призерами республиканского тура соревнований научных проектов. Следующим пунктом в рабочем маршруте министра стала государственное коммунально-казенное предприятие «Кызылжар оранжереясы» МОН РК. История этого предприятия начинается с позапрошлого века. Это старейшая в республике ботаническая оранжерея, в которой представлена богатейшая флора – мексиканская, японская, северо африканская и др. В этой уникальной оранжерее очень хорошо организована работа по экологическому воспитанию школьников. Здесь давно и активно работает экологический кружок «Кристалл», которым руководит заслуженный агроном Республики Казахстан Равиль Ризапов. А вот во время посещения малокомплектной школы в селе Новоникольское Кызылжарского района министру удалось побывать на занятии-тренинге по психологической подготовке к ЕНТ. Ученики выпускного класса проводили ролевую игру. Несколько пожеланий высказал и министр. Главное, это быть уверенным в себе и своих силах и ничего не бояться. Он также посмотрел мультимединый кабинет и кабинет биологии. И в помощь сельской школе министр передал интерактивную доску. Насыщенный рабочий график министра завершился встречей с директорами лучшими школ области. Беседуя с руководителями школ Министр узнал об их успехах и проблемах учителей, рассказал о том что, делается сейчас для повышения статуса педагога. Он высоко оценил их нелегкий труд и поблагодарил за преданность этой высокой профессии. «Во все времена Учитель почитается как как носитель души народа. Ему мы доверяем самое сокровенное – наше будущее, будущее наших детей», - сказал министр. Прощаясь с коллегами, министр пригласил всех участников встречи на Наурыз в Астану и вручил им сертификаты на поездку в столицу. |