Можно по-разному классифицировать экономические системы. Это зависит от выбора критериев. В современной экономической литературе основным критерием различия систем является идея экономического равновесия в качестве организующего и определяющего фактора. Если рассматривать экономическую систему как процесс создания необходимых благ, т.е. по функциональному признаку, то она предполагает определенное сочетание институтов.
Исходя из принципа равновесия, можно выделить следующие виды экономических систем:
- традиционная и командная;
- рыночная и смешанная.
Кроме того, в настоящее время еще выделяют системы переходного типа, куда относят бывшие социалистические страны. Это деление носит теоретический характер, поскольку в реальной действительности чистых систем не существует. Тем не менее, для более глубокого уяснения данной проблемы необходимо рассмотреть возможные направления развития конкретной страны.
Традиционная экономика
В экономической литературе наличие традиционной или закрытой экономики связывают с развивающимися странами, экономика которых базируется на отсталой технике, ручном труде и многоукладной экономике. В рамках этой системы достижение экономического равновесия осуществляется на основе традиций и обычаев в рамках замкнутой группы: домашнее хозяйство, клан, феодальное поместье, ремесленное производство и др. экономический рост не успевает за темпами роста населения. Для них характерна неэффективная экономическая политика, неразвитость обмена и низкий уровень дохода. Социально – экономический прогресс практически не затрагивает эти страны. В рамках данной системы создается простой продукт, предназначенный для внутренних нужд, господствует натуральное хозяйство и труд носит универсальный характер. Здесь зачастую сильны позиции иностранного капитала, а национальный капитал играет обслуживающую роль. Основу экспорта этих стран составляет сырьевые товары, а их рынки контролируются промышленно развитыми странами. Фактически они не в состоянии освободиться от долгов.
Для этих стран есть характерно наличие общих проблем и характеристик:
- различные формы хозяйствования и господство мелкотоварного производства;
- низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов;
- политическая и экономическая нестабильность;
- слабая валюта, инфляция и большой внешний долг;
- чрезмерная опора на государственный сектор в развитий экономики;
- быстрый рост населения и нехватка продуктов питания;
- неконкретные цены и товары;
- низкий уровень накопления и скудные инвестиций;
- малоэффективное использование природного сырья;
- отсталая промышленность;
- неразвитое сельское хозяйство;
- большой процент неграмотных;
- недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы;
- отсутствие социально – технического прогресса;
- кастовое и сословное деление общества.
Командная экономика
Экономическая система, при которой из единого центра распределяются ресурсы и государство обязывает граждан и предприятия действовать в соответствии с общим планом. Главной целью такой системы является установлении социального равенства и ликвидация эксплуатации со стороны частных предпринимателей.
Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством. В промышленности в масштабе государства воспроизводится система отношений, напоминающую цеховую. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т.д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятии. Приоритет принадлежит натуральным показателям, затраты факторов производства, эквивалентность в обмене не играют существенной роли. Всеми факторами производства, в том числе и трудом, распоряжается государство. Степень свободы и предприятия, и домашнего хозяйства определяется административным органом.
Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Коллективы предприятии отчуждены не только от средств производства, но и от государственной экономической политики. В командной экономике все решения о производстве и потреблении принимаются государством, т.е. оно определяет не только, что производить, для кого производить в каком количестве, но даже как производить. Государственный аппарат выступает в роли работодателя. Хозяин как носитель системы экономических отношении исключается, поскольку беспрекословное выполнение указании сверху является обязательным условием нормального функционирования системы в целом. Даже темпы производства определяются количеством выделяемого сырья, оборудования, денег и т.д.
Формальный собственник (государство) не в состоянии осуществлять эффективное управление своей собственностью. Все решения необходимо принимать ежедневно и даже ежемесячно. Однако нереально определить из одного центра точный объем производства, способ, каким это нужно делать, виды товаров и услуг, которые должен потреблять каждый член общества. Производитель работает не на потребителя, а вынужден точно выполнять плановые задания. Фактически в командной экономике нашла свое предложение традиционная система, только распространялась на обществе в целом.
В настоящее время в мире практически нет стран, где в чистом виде сохранялась бы административно – командная система. Она проиграла экономическое соревнование с рыночной системой. Как и любая система, командная экономика обладает как достоинствами, так и недостатками по сравнению с другими системами. (табл. 1.)
Таблица 1
Достоинство Недостатки
1. Более эффективно сглаживает неравенство в распределении доходов и обеспечивает рациональное распределение ресурсов для общественных и приоритетных благ.
2.
2 .Резко сокращается возможность для дублирования производства. Компенсируется более высокие издержки для поддержания убыточных, но крайне необходимых производств.
3. Государство в состоянии использовать монопольное положение в интересах общества. Это касается развития крупного производства, когда выпуск продукции не связан с максимизацией прибыли.
4. Поддерживает высокий уровень занятости населения, несмотря на низкую эффективность использования рабочей силы.
1. Не определяет степень удовлетворения потребностей населения.
2.
3. Содержит огромную армию чиновников, занимающихся оценкой потребностей и размещения факторов производства, что неизбежно ведет к бюрократизации экономических отношении и коррупций.
4.
5. Возникают огромные трудности в поддержании оптимальных пропорций в использовании факторов производства. Ограниченны возможности выбора и наличие дефицита.
6.
7. Слабое материальное стимулирование индивида, его усилий и инициативы.
8.
9. Авторитарен стиль управления со стороны государства и отсутствие суверенитета производства.
10.
Рыночная экономика
Противоположностью командной системы является рыночная экономка. Это такая экономическая система, где координация действии осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. Она функционирует на принципах саморегуляций. Здесь все решения принимаются отдельными лицами, домашними хозяйствами, предприятиями, компаниями, государственными учреждениями, странами в процессе их взаимодействия на рынке.
Главным преимуществом рыночной экономики перед командной является ориентация на удовлетворение потребностей не абстрактного клиента (коллектива, трудящихся, народных масс), а конкретного человека который является центральной фигурой всей экономической системы, воздействуя на производителя посредством купли или не купли его товара. Координация поведения продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен. Экономическая деятельность государства ограничивается удовлетворением коллективных потребностей и гарантией основных прав и свобод граждан.
В рыночной системе все производители имеют одинаковые возможности для развития своего производства. Однако в лучшем положении оказывается те, которые более точно определяют направление развития потребностей, у них более высокая производительность труда и ниже издержки производства.
Если командная экономика приспосабливает традиционную систему, то возникновение рынка ведет к разрушению и той и другой. Поэтому не случайно во многих отсталых странах и регионах формирование рынка вызывает яростное сопротивление.
Рыночная экономика не является идеальной системой. Опыт последних десятилетий развития рыночной экономики показывает отсутствие эффективного саморегулирования. Она имеет много преимуществ, но обладает недостатками (табл. 2)
Таблица 2
Достоинства Недостатки
1. Личная свобода индивида как потребителя (посредством цены) и как собственника ресурсов (величина вознаграждения).
2.
3. Наличие суверенитета производителя и потребителя. А это означает, что производство осуществляется исключительно для удовлетворения потребностей.
4.
3. Эффективность общественного производства достигается благодаря гибкой системы материального стимулирования домашних хозяйств и предприятий. 1. Общие блага (оборона, парки, библиотеки и др.) не могут свободно покупаться на рынке.
2.Поскольку самые богатые потребители обладают самым большим влиянием, то ресурсы могут направляться, прежде всего, на удовлетворение их потребностей.
5. Поскольку экономика основана на механизме конкуренции, то при ее ослаблении возникает диктат производителя (минимальная зарплата и высокие цены).
6.
7. Конкуренция может привести к дублированию исследовательских работ и пустой трате ресурсов.
8.
9. Стремлении с помощью рекламы навязать ненужный потребителю товар.
10.
11. Частная собственность и максимизация прибыли зачастую ведут к нежеланию учитывать общественные меры.
12.
7. Прибыль, не удовлетворяющая предпринимателя, приводит к ликвидации производства конкретных товаров.
Смешанная экономика
А. Смит считал, что государство своим вмешательством в экономическую деятельность нарушает рыночный механизм, и равновесие между спросом и предложением устанавливается за счет саморегулирования. Фактически он рассматривал экономическую систему как идеальную модель. Тем не менее, рыночная система не является совершенной и саморегулируемой.
Как командная, так и чисто рыночная системы являются крайностями, которые в реальной действительности практически не существуют. На практике ни одна экономика не может опираться только на рынок на команды госаппарата. Дело в том, что достоинство командной системы связаны с недостатками рыночной, и наоборот. Поэтому экономические системы являются смешанными, с определенным тяготением или командной, или к свободной рыночной связи. Смешанная экономика представляет собой такую экономическую систему, где частная собственность управляется рыночным механизмом при активном воздействии государства через директивы и фискальные рычаги. Здесь и государство, и предприятия, и потребители играют важную роль при решении проблем «что», «как» и «для кого». Государство вынуждено вмешиваться в рыночные процессы, особенно на стадии решения вопроса «для кого». Под регулированием рынка понимается система мер, осуществляемых государством, по упорядочению рыночных отношении, сведения к минимуму отрицательных последствий рыночных форм хозяйствования, социальной защите населения, созданию предпосылок для экономического роста.
Конечно, в разных странах системы отличаются друг от друга. В зависимости от страны в системе всегда будут преобладать элементы рынка и плана. Одни страны опираются в основном на командные, другие – на рыночные рычаги. Различают несколько моделей смешанной экономики. Американская модель, которая характеризуется как полное господство частной собственности и рыночного механизма хозяйствования, основной мотивацией является прибыль, и сохраняется высокий уровень социальной дифференциаций. Германская (шведская, австрийская) модель представляет собой социально-рыночную форму ведения хозяйства, где довольно высоки уровень социальных гарантий, смягчающий недостатки рынка и базирующийся на перераспределении доходов. Японская модель характеризуется тем, что деятельность корпораций дополняется активной регулирующей ролью государства.
Однако при наличии частных различии для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей:
- господство частной собственности и частной инициативы;
- рыночная экономика играет решающую роль в их развитий;
- основными производителями являются крупные объединения, контролирующие движение капитала;
- государственное регулирование экономики стало необходимым условием экономического роста, и государство стало активным субъектом экономики.
- наблюдается тенденции к формированию социально -ориентированных систем;
- стремление к открытой экономике.
Переходная экономика
Термин «переходная экономика» характеризует переходное состояние одной экономической системы к другой. Она охватывает относительно непродолжительный период, в течение которого происходит демонтаж старой экономической системы и осуществляется глубокое изменение в обществе, когда институты прекращают свое существование, другие – меняются, а третьи – возникают впервые. Поскольку речь идет о переходе от командной к рыночной системе, то в этот период создаются необходимые условия для существования рынка. В настоящее время происходит трансформация бывших социалистических стран, для которых характерно изменение основ экономической системы (форм контроля, собственности, основных институтов). Для этих стран характерно преобразование государственного сектора и формирование частной собственности, переход к новым формам экономического контроля. Основными элементами, определяющими формирование новой экономической системы, являются:
- создание рыночной системы;
- формирование предпринимательства;
- изменение форм собственности;
- преобразование структуры экономики;
- изменение роли государства.
Для формировании рынка необходимо либерализировать экономику, осуществить структурные преобразовавшие и создать необходимую рыночную инфраструктуру. Возникает вопрос: по каким признакам можно определить завершение переходного периода? На него не просто ответить. Тем более, что изменение в различных сферах человеческой деятельности не могут происходить синхронно. В экономической литературе завершение перехода к рынку характеризуется такими чертами, как возникновение системы рыночных институтов, начало устойчивого роста, интеграция в мировую систему, формирование сильного среднего класса и др
Государство в переходной экономике призвано выполнять отсутствие и неэффективность рыночных механизмов и концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития. Оно должно превратиться из полновластного и неподконтрольного экономического субъекта в участника рыночных отношении. Трансформация предполагает выполнение государством новых функций. Оно осуществляет макроэкономическое регулирование, является активным субъектом промышленной и социальной политики, становится арбитром между остальными субъектами рынка. В переходный период роль государства велика. Об этом свидетельствует опыт Китая, где ему отводится приоритетное значение.