Лекционный комплекс по дисциплине «История и философия науки»
«История и философия науки» - весьма сложный в освоении курс, который предполагает основательную подготовку магистранта по дисциплинам специализации, истории философии, культурологии.
Самое главное в изучении этого курса состоит в умении работать с философскими текстами. Перечитывать и конспектировать ключевые для понимания и освоения курса тексты философов. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание такие выдающиеся философы как М.Мамардашвили и Э. Ильенков. Примером блестящей работы с философскими текстами являются «Философские тетради» В.Ульянова. Хотя некоторые философы его и не считают профессиональным философом, его опыт в освоении традиций древнегреческой и европейской философии весьма интересен.
Чтение тестов философов - весьма трудоемкая работа, которая занимает много времени, но другого пути в изучении философии нет.
Известный казахстанский философ, академик Ж.Абдильдин неизменно отмечал, что благодаря тому, что в 50-е годы прошлого века в Казахском госуниверситете не было учебников по философии, студенты-философы уже на первом курсе работали с философскими текстами классиков. И, к окончанию университетского курса, прекрасно осваивали тексты, традиционно трудных для понимания, Платона, И.Канта, Г.Гегеля.
Таким образом, систематическая работа с философскими текстами - фундамент формирования и включения магистрантов в контекст мировой философской мысли и залог успешного освоения «Истории и философии науки».
Философия и методология науки как отрасль философского знания.
Предмет философии науки. Ее связь с наукой и философией. Многообразие методологических концепций и проблем. Основные темы философии науки. Проблемы и результаты философии науки. Их значение для науки и философии.
Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: логика науки, философия науки, история науки, социология науки, психология науки и другие направления.
Статус и проблемы истории науки. Оценка развития истории науки как дисциплины. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. Методологические основания философии науки.
Наука в культуре и цивилизации
Наука в системе культуры. Роль и функции науки в обществе. Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Философское осмысление достижений науки: основные позиции, истолкование проблем науки, функции философии в науке (исторический ракурс). Влияние философских концепций на развитие науки. Наука и искусство. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятия мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии. Наука и образование. Мировоззренческие аспекты науки. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки. Личность в науки. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науки как проблема. Философия в истории научных идей. Роль философии в творчестве ученых. Философские и методологические проблемы науки как самостоятельная область исследования (к истории исследования). Прочные связи науки XX века с философией (А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский, К.И. Сатпаев и др.). Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки: неопозитивизм, логика научного исследования, онтология науки, постпозитивистский образ науки.
Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки
Проблема возникновения науки. Рождение науки как обобщение опыта практической и познавательной деятельности и формирование особого вида знания. Соотношение теоретических моделей науки и истории науки. Наука и миф. Наука и технология. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. Культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии: цивилизационные ориентиры, технологический план развития, прикладной характер и практические цели математического, астрономического, медицинского знаний.
Древняя Греция как место рождения науки. Влияние восточных мифов и знаний древних восточных цивилизаций на греческую культуру, философию и нарождающуюся науку. Античная логика и античная математика: историческое, культурное и научное значение. Научное познание на Западе в эпоху средневековья. Развитие логики, логических норм мышления и организация науки в средневековье. Теология и изменение созерцательной позиции ученого. Алхимия, астрология, магия: особенности восприятия природных объектов.
Восточная средневековая наука. Причины и условия развития научного познания в культурах Центральной Азии, ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья. Развитие математического знания, алгебры, медицины, логики и других наук (аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Кинди и др.).
Предыстория становления новоевропейской науки. Предпосылки возникновения экспериментального метода и математического описания природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Социокультурные предпосылки возникновения экспериментальной (опытной) науки: социализация науки, институциализация науки. Особенности становления естествознания, роль естествоиспытателя в Новое время. Влияние научной мысли на философию (Декарт, Лейбниц, Кант).
К вопросу о современной науке как порождении западноевропейской цивилизации. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Социальное и историческое знание.
Превращение научной деятельности в особую профессию. Особенности современной науки и изменение мира науки. Единство науки и связи отдельных ее областей. Общие черты современной науки: расширение содержания, новая ступень точных методов и точных теорий, новые черты отношения к другим областям человеческой деятельности, изменение отношения к технике, новые модели образования.
Наука и технологические революции в истории человечества. Типология социальной организации общества с точки зрения развития технологии и производства как осмысление достижений фундаментальных наук.
Основные эпохи в развитии науки: классика, неклассика, неонеклассика.
Естествознание, технические науки, социогуманитарные дисциплины: предметное становление, сравнительный анализ.
Структура научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке. Основные тенденции интеграции и дифференциации науки. Междисциплинарные программы исследования. Проблема оснований науки. Типология оснований науки. Научная теория как компонент науки. Философские основания науки. Структура научной дисциплины. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира. Проблема классификации наук.
Научные революции. Научная рациональность
Динамика науки. Модели истории науки. Концепции развития науки и научного знания. Сущность научных революций. Структура научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепции научной революции. Факторы революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки научных революций. Научные революции и парадигмы. Парадигма и структура научного сообщества. Революции и традиции в динамике науки. Понятие, специфика, концепции научной рациональности.
Особенности современного этапа развития науки
Характеристики современной постнеклассической науки. Новые стратегии научного исследования и освоение саморазвивающихся синергетических систем. Междисциплинарность и принципы синергетики. Роль нелинейной динамики в развитии современных представлений о развивающихся системах. Ценности в исследовательской деятельности. Этос науки. Этические аспекты науки в конце XX нач. XXI века и гуманитарный контроль в науке. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Экологическая этика и наук. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука, псевдонаука. Новые функции науки в культуре. Глобальный контекст науки. Рост научной информации и изменение мира науки.
Наука как социальный институт
Организация научной деятельности: структура, признаки, критерии. Представления о науке как социальном институте: основные подходы. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности: основные тенденции. Исторические типы научных сообществ. Представление о научных школах и научных направлениях. Формы и способы трансляции научного знания: историческая динамика. Профессиональные требования к научной деятельности. Нормы и ценности научного сообщества. Институализация науки в ценностном измерении. Значение и социальные последствия компьютеризации науки. Наука и власть. Наука и экономика. Наука и рыночные отношения. Наука и социальная ответственность. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном обществе.
Естественные науки в структуре современного научного знания
Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Ес тествознание и социальная жизнь общества. Естествознание и научная картина мира. Проблема описательной и объяснительной природы естественнонаучного знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (20-е - 30-е годы).
Классификация естественных наук. Физика как фундамент естество знания. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математические методы и формирование научного знания. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.
Специфика технических наук, их отношение к естественным и общест венным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное ес тествознание.
Информационные процессы в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.
Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе.
Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.
История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные, паранаучные, лженаучные и антинаучные формы вненаучного и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Феномен СГН и его цивилизационное значение. Социальные науки в России и других незападных странах. Социальные науки на постсоветском пространстве и в европейском и мировом научных сообществах. Новая парадигма социальной методологии и социального знания в Казахстане.
Философские проблемы педагогики и философия образования
Понятие и статус философии образования. Онтология образования. Ключевые идеи образования. Аксиология образования. Логика образования. Методология образования. Этика образования. Образование как система, процесс, результат, ценность. Национальное образование, и культура. Традиционная и альтернативные системы образования. Образовательная политика и перспективы образования. Кризис традиционного образования. Трансформация общественного сознания, философского и педагогического знания. Национальное образование: понятие и проблемы. Формирование национальной модели образования в РК. Интеграция отечественного образования в евразийское мировое образовательное пространство. Лиссабонская конвенция 1997 года. Национальное образование в условиях глобализации и интернационализации. Роль образования в формировании культуры мира.
Современные актуальные методические, методологические и философские проблемы естественных и социально-гуманитарных наук, а также специальных отраслей научного знания (в соответствии со специализацией магистрантов).
Дисциплинарная модель науки. Основные структурные единицы научного знания. Эмпирический и теоретический уровень научного знания. Виды научных теорий: описательные и объяснительные теории. Проблема эмпирической интерпретации понятий и утверждения теорий. Основные функции научной теории: описание, объяснение, предсказание. Многообразие научных методов и их классификация. Методы конкретных наук. Логическая схема проверки научной теории.
Философские проблемы политических и экономических наук, психологии, филологии, литературоведения и лингвистики, истории, педагогических наук, культурологи и искусствознания, социологии. (В соответствии с направлением подготовки магистрантов)
План лекций:
1 Философия и методология науки как отрасль философского знания
2 Наука в культуре и цивилизации
3 Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки
4 Структура научного знания
5 Научные революции. Научная рациональность
6 Особенности современного этапа развития науки
7 Наука как социальный институт
8 Естественные науки в структуре современного научного знания
9 Информационные процессы в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах
10 История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
11 Философские проблемы педагогики и философия образования
12 Современные актуальные методические, методологические и философские проблемы естественных и социально-гуманитарных наук, а также специальных отраслей научного знания (в соответствии со специализацией магистрантов).
Основная литература:
1. Бурова Е.Е. Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки (учебное пособие). - Алматы, 1999
2. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистратуры и аспирантов).- Алматы, 1997.
3. Методы научного познания. - Алматы: Гылым, 1996.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону,
1999
5. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов /Под ред. К.Х. Рахматуллина и др. - Алматы, 1999.
Дополнительная литература:
1. Бурова Е.Е. Соизмеримость в социогуманитарной дисциплинарности.
Алматы: Казак, университет, 1999.
2. Степин B.C. Теоретическое знание. - М., 2000.
3. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.,1985.
4. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
5. Томас Кун. Структура научных революций. - М.: Изд. ACT, 2001.
6. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. - М., 1988.
7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. - М.: Наука, 1988.
8. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
9. Научные революции в динамике культуры. - Минск.,1987.
10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.
12. Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ науки в контексте социокультурной трансформации общества. - Алматы,1995.
13. Современная философия науки. -М, 1994.
14. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990.
Самое главное в изучении этого курса состоит в умении работать с философскими текстами. Перечитывать и конспектировать ключевые для понимания и освоения курса тексты философов. На это обстоятельство неоднократно обращали внимание такие выдающиеся философы как М.Мамардашвили и Э. Ильенков. Примером блестящей работы с философскими текстами являются «Философские тетради» В.Ульянова. Хотя некоторые философы его и не считают профессиональным философом, его опыт в освоении традиций древнегреческой и европейской философии весьма интересен.
Чтение тестов философов - весьма трудоемкая работа, которая занимает много времени, но другого пути в изучении философии нет.
Известный казахстанский философ, академик Ж.Абдильдин неизменно отмечал, что благодаря тому, что в 50-е годы прошлого века в Казахском госуниверситете не было учебников по философии, студенты-философы уже на первом курсе работали с философскими текстами классиков. И, к окончанию университетского курса, прекрасно осваивали тексты, традиционно трудных для понимания, Платона, И.Канта, Г.Гегеля.
Таким образом, систематическая работа с философскими текстами - фундамент формирования и включения магистрантов в контекст мировой философской мысли и залог успешного освоения «Истории и философии науки».
Философия и методология науки как отрасль философского знания.
Предмет философии науки. Ее связь с наукой и философией. Многообразие методологических концепций и проблем. Основные темы философии науки. Проблемы и результаты философии науки. Их значение для науки и философии.
Специфика и взаимосвязь основных аспектов изучения науки: логика науки, философия науки, история науки, социология науки, психология науки и другие направления.
Статус и проблемы истории науки. Оценка развития истории науки как дисциплины. Особенности взаимосвязи философии науки и истории науки. Методологические основания философии науки.
Наука в культуре и цивилизации
Наука в системе культуры. Роль и функции науки в обществе. Наука и философия. К истории взаимосвязи философии и науки. Философское осмысление достижений науки: основные позиции, истолкование проблем науки, функции философии в науке (исторический ракурс). Влияние философских концепций на развитие науки. Наука и искусство. Наука и религия. Влияние науки на религиозное восприятия мира. Диалог религии и науки. Социальный статус науки и динамика изменения отношения к религии. Наука и образование. Мировоззренческие аспекты науки. Наука как производительная сила. Гуманистические горизонты науки. Наука и нравственность. Аксиологический статус науки. Личность в науки. Социальные стороны истории науки. Природа социальности в науки как проблема. Философия в истории научных идей. Роль философии в творчестве ученых. Философские и методологические проблемы науки как самостоятельная область исследования (к истории исследования). Прочные связи науки XX века с философией (А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Борн, В. Гейзенберг, В. И. Вернадский, К.И. Сатпаев и др.). Концепции науки: основные подходы в философии и методологии науки. Классификация современных концепций науки: неопозитивизм, логика научного исследования, онтология науки, постпозитивистский образ науки.
Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки
Проблема возникновения науки. Рождение науки как обобщение опыта практической и познавательной деятельности и формирование особого вида знания. Соотношение теоретических моделей науки и истории науки. Наука и миф. Наука и технология. Особенности мироотношения и миросозерцания человека древних культур и преднаука. Культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии: цивилизационные ориентиры, технологический план развития, прикладной характер и практические цели математического, астрономического, медицинского знаний.
Древняя Греция как место рождения науки. Влияние восточных мифов и знаний древних восточных цивилизаций на греческую культуру, философию и нарождающуюся науку. Античная логика и античная математика: историческое, культурное и научное значение. Научное познание на Западе в эпоху средневековья. Развитие логики, логических норм мышления и организация науки в средневековье. Теология и изменение созерцательной позиции ученого. Алхимия, астрология, магия: особенности восприятия природных объектов.
Восточная средневековая наука. Причины и условия развития научного познания в культурах Центральной Азии, ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья. Развитие математического знания, алгебры, медицины, логики и других наук (аль-Хорезми, аль-Фараби, Ибн Сина, аль-Кинди и др.).
Предыстория становления новоевропейской науки. Предпосылки возникновения экспериментального метода и математического описания природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт). Социокультурные предпосылки возникновения экспериментальной (опытной) науки: социализация науки, институциализация науки. Особенности становления естествознания, роль естествоиспытателя в Новое время. Влияние научной мысли на философию (Декарт, Лейбниц, Кант).
К вопросу о современной науке как порождении западноевропейской цивилизации. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Социальное и историческое знание.
Превращение научной деятельности в особую профессию. Особенности современной науки и изменение мира науки. Единство науки и связи отдельных ее областей. Общие черты современной науки: расширение содержания, новая ступень точных методов и точных теорий, новые черты отношения к другим областям человеческой деятельности, изменение отношения к технике, новые модели образования.
Наука и технологические революции в истории человечества. Типология социальной организации общества с точки зрения развития технологии и производства как осмысление достижений фундаментальных наук.
Основные эпохи в развитии науки: классика, неклассика, неонеклассика.
Естествознание, технические науки, социогуманитарные дисциплины: предметное становление, сравнительный анализ.
Структура научного знания
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Теоретическое и эмпирическое, фундаментальное и прикладное в науке. Основные тенденции интеграции и дифференциации науки. Междисциплинарные программы исследования. Проблема оснований науки. Типология оснований науки. Научная теория как компонент науки. Философские основания науки. Структура научной дисциплины. Научная и философская картины мира. Исторические формы научной картины мира. Проблема классификации наук.
Научные революции. Научная рациональность
Динамика науки. Модели истории науки. Концепции развития науки и научного знания. Сущность научных революций. Структура научных революций. Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепции научной революции. Факторы революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки научных революций. Научные революции и парадигмы. Парадигма и структура научного сообщества. Революции и традиции в динамике науки. Понятие, специфика, концепции научной рациональности.
Особенности современного этапа развития науки
Характеристики современной постнеклассической науки. Новые стратегии научного исследования и освоение саморазвивающихся синергетических систем. Междисциплинарность и принципы синергетики. Роль нелинейной динамики в развитии современных представлений о развивающихся системах. Ценности в исследовательской деятельности. Этос науки. Этические аспекты науки в конце XX нач. XXI века и гуманитарный контроль в науке. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Экологическая этика и наук. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука, псевдонаука. Новые функции науки в культуре. Глобальный контекст науки. Рост научной информации и изменение мира науки.
Наука как социальный институт
Организация научной деятельности: структура, признаки, критерии. Представления о науке как социальном институте: основные подходы. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности: основные тенденции. Исторические типы научных сообществ. Представление о научных школах и научных направлениях. Формы и способы трансляции научного знания: историческая динамика. Профессиональные требования к научной деятельности. Нормы и ценности научного сообщества. Институализация науки в ценностном измерении. Значение и социальные последствия компьютеризации науки. Наука и власть. Наука и экономика. Наука и рыночные отношения. Наука и социальная ответственность. Наука как приоритетное направление в деятельности государства в современном обществе.
Естественные науки в структуре современного научного знания
Естественные науки и культура. Естествознание и развитие техники. Ес тествознание и социальная жизнь общества. Естествознание и научная картина мира. Проблема описательной и объяснительной природы естественнонаучного знания в зеркале неокантианского противопоставления идеографических и номотетических наук (20-е - 30-е годы).
Классификация естественных наук. Физика как фундамент естество знания. Физика и синтез естественно-научного и гуманитарного знания. Роль синергетики в этом синтезе. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму. Математика и естествознание. Математика как язык науки. Математические методы и формирование научного знания. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации. Астрономия и перспективы космического будущего человечества. Космизм и антикосмизм: современные дискуссии.
Специфика технических наук, их отношение к естественным и общест венным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное ес тествознание.
Информационные процессы в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.
Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе.
Понятие киберпространства Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки 21 века и как глобальная среда непрерывного образования. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.
История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные, паранаучные, лженаучные и антинаучные формы вненаучного и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке. Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции. Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Феномен СГН и его цивилизационное значение. Социальные науки в России и других незападных странах. Социальные науки на постсоветском пространстве и в европейском и мировом научных сообществах. Новая парадигма социальной методологии и социального знания в Казахстане.
Философские проблемы педагогики и философия образования
Понятие и статус философии образования. Онтология образования. Ключевые идеи образования. Аксиология образования. Логика образования. Методология образования. Этика образования. Образование как система, процесс, результат, ценность. Национальное образование, и культура. Традиционная и альтернативные системы образования. Образовательная политика и перспективы образования. Кризис традиционного образования. Трансформация общественного сознания, философского и педагогического знания. Национальное образование: понятие и проблемы. Формирование национальной модели образования в РК. Интеграция отечественного образования в евразийское мировое образовательное пространство. Лиссабонская конвенция 1997 года. Национальное образование в условиях глобализации и интернационализации. Роль образования в формировании культуры мира.
Современные актуальные методические, методологические и философские проблемы естественных и социально-гуманитарных наук, а также специальных отраслей научного знания (в соответствии со специализацией магистрантов).
Дисциплинарная модель науки. Основные структурные единицы научного знания. Эмпирический и теоретический уровень научного знания. Виды научных теорий: описательные и объяснительные теории. Проблема эмпирической интерпретации понятий и утверждения теорий. Основные функции научной теории: описание, объяснение, предсказание. Многообразие научных методов и их классификация. Методы конкретных наук. Логическая схема проверки научной теории.
Философские проблемы политических и экономических наук, психологии, филологии, литературоведения и лингвистики, истории, педагогических наук, культурологи и искусствознания, социологии. (В соответствии с направлением подготовки магистрантов)
План лекций:
1 Философия и методология науки как отрасль философского знания
2 Наука в культуре и цивилизации
3 Возникновение науки. Основные этапы исторической динамики науки
4 Структура научного знания
5 Научные революции. Научная рациональность
6 Особенности современного этапа развития науки
7 Наука как социальный институт
8 Естественные науки в структуре современного научного знания
9 Информационные процессы в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах
10 История становления наук об обществе, культуре, истории и человеке
11 Философские проблемы педагогики и философия образования
12 Современные актуальные методические, методологические и философские проблемы естественных и социально-гуманитарных наук, а также специальных отраслей научного знания (в соответствии со специализацией магистрантов).
Основная литература:
1. Бурова Е.Е. Карабаева А.Г., Кириллова Г.Р. Введение в философию и методологию науки (учебное пособие). - Алматы, 1999
2. Косиченко А.Г. Философия и методология науки (Учебное пособие по спецкурсу для магистратуры и аспирантов).- Алматы, 1997.
3. Методы научного познания. - Алматы: Гылым, 1996.
4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. - Ростов-на-Дону,
1999
5. Философия и методология науки. Для аспирантов и магистрантов /Под ред. К.Х. Рахматуллина и др. - Алматы, 1999.
Дополнительная литература:
1. Бурова Е.Е. Соизмеримость в социогуманитарной дисциплинарности.
Алматы: Казак, университет, 1999.
2. Степин B.C. Теоретическое знание. - М., 2000.
3. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. - М.,1985.
4. Поппер К. Логика и рост научного знания. - М.: Прогресс, 1983.
5. Томас Кун. Структура научных революций. - М.: Изд. ACT, 2001.
6. Келле В.Ж. Наука как компонент социальной системы. - М., 1988.
7. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки. - М.: Наука, 1988.
8. П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс, 1986.
9. Научные революции в динамике культуры. - Минск.,1987.
10. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.,1988.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. - М., 1998.
12. Нысанбаев А.Н., Косиченко А.Г., Кадыржанов Р.К. Философский анализ науки в контексте социокультурной трансформации общества. - Алматы,1995.
13. Современная философия науки. -М, 1994.
14. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Избр. произведения. М., 1990.