Menu
Доисламская литература и наука.
Коркыт-ата (IX в.) – легендарная личность, мыслитель, поэт и композито-кюйшы (создатель кобыза – музыкального инструмента). Главное его произведение «Коркыт-ата китыбы» - выдающийся письменный памятник народов Средней Азии и Казахстана. В этой книге в поэтической форме он излагает 12 различных циклов сказаний, имеющих глубокий философский смысл. Здесь содержатся его идеи о бессмертии, смысле и цели жизни. Выражены эти воззрения в пословицах, поговорках, крылатых выражениях, назиданиях, поучениях.

Аль-Кинди (800-879) – родоначальник исламской философии, врач, математик, астроном. Написал трактаты по геометрии, оптике, метеорологии, психологии, музыке. Большой интерес проявлял к таким проблемам, как проблема Бога, разума, определение сущности философии, классификация наук.

Аль-Фараби (870-950) - выдающийся философ, второй Учитель, Аристотель Востока (известны более 160 его работ); проявлял глубокие знания в области медицины, музыки, математики, этики, политики, психологии, является одним из первых комментаторов Аристотеля. Им написаны комментарии к сочинениям Аристотеля «Категории», «Герменевтика», «Аналитика, Софистика, Поэтика». Но прославился Аль-Фараби как оригинальный философ. Он выступал за научное познание мира, за научное предвидение, выступал против принуждения и насилия в обществе. Он верил, что на земле восторжествует доброе начало, теоретически обосновал идеал общества без войн и порабощения. В своем труде «Взгляды жителей добродетельного города» философ рассматривает проблемы политики и морали, осмысливает политическое и моральное состояние феодального общества, вопрос об отношении государства к обществу.

Ибн Сина (980-1037) – философ, энциклопедист, врач. Им написано более 450 трудов, однако до нас дошли 240. Еще при жизни мыслителя были безвозвратно утеряны 20-томная философская энциклопедия «Справедливость» и «Восточная философия». Самым известным на Востоке и Западе считается капитальный труд «Канон медицины», в котором содержатся довольно хорошо разработанные для того времени теории по анатомии, физиологии, терапии, хирургии, фармакологии, профилактике.

Жусип Баласагуни (1021-…) – поэт, мыслитель. Основной его труд – поэма «Кутадгу билик» (Благодатное знание) написана в 1069 г., состоит из 13 тысяч двустиший. В ней поэт призывает к знаниям, пишет о разуме, нравственности. Поэма состоит из 73 глав. В водной части говорится об Аллахе, пророке, его соратниках, дальше речь идет о научных знаниях, которые благодатно влияют на жизнь людей. Не случайно его труд так и называется.

Махмут Кашгари (XI в.) – первый ученый, написавший научный труд «Диуани лугат ат турк» (1072-1083). В ней тюрковед описывает язык, литературу, обычаи, географию многих тюркоязычных кочевых племен и различных этнических групп. Для написания этого научного сочинения ученый много путешествовал по тюркским городам и степям. Здесь он занимается изучением не только быта и нравов народа, но и его обычаев, традиций, истории, политической жизни, языка и литературы.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 291-299
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 62-66
3. Орынбеков М.С. Предистория протоказахов. Алма-Ата, 1994
4. Тимошинов В.И. Культурология. Евразия. Восток. Запад / А., 2000
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
6. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

Дополнительная литература:

1. Абай. Книга слов / Алматы, 1992
2. Артамонов М.М. Сокровища саков / М., 1979
3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.Ч. Казахстан: летопись трех тысячелетий / Алматы, 1993
4. Тейлор Э.В. Первобытная культура / М., 1986
5. История Казахстана. Под ред. М.К. Козыбаева, /Алматы, 1993
6. Мусалаев Н.Н., Баженов Р.А., Мендыбаев С.К., История и культура Казахстана как предмет культурологии / Алматы, 1998
7. Сегизбаев О.А. Казахская философия / Алматы, 2000
8. Баласугунский Ю. Благодатное знание / М., 1983
9. Аль-Фараби. Социально-эстетические трактаты / Алматы, 1973

08.05.2010 01:53 Культурология Артем 1403 3413 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход