Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что было открыто человечеством в прошедшие века, и того что достигло человечество к концу ХХв.
В современной культуре широкое распространение получили гуманистические принципы и идеалы.
Гуманистическая ориентация культуры ХХ в. проявляет себя в различных «мирах» современного общества – экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д.
В результате в культуре ХХ в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентической и антисциентической.
В основе сциентизма лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности. Наука как абсолютный эталон, считают сциентисты, способна решить все проблемы, стоящие перед человечеством, - экономические, политические, моральные и т.д.
Сциентисты (сциентизм лат.-знание, наука) утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все порысовременного общества, пронизывая собой не только промышленность, сельское хозяйство, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире – наука. Например, существуют сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принежение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызывала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный.
Буржуазная массовая культура впервые сформировалась в США. Это демократизировало сферу культуры, способствовало проникновению в эту сферу коммерческих интересов.
Массовая культура – это культура для масс, предназначенная для потребления народом; это создание коммерческой индустрии культуры. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Целью массовой культуры является не только заполнение досуга и снятия стресса у человека, сколько стимулирование потребительского сознания, что формирует тип пассивного, некритического человека. Это и создает личность, которая поддается манипулированию.
Первые попытки осмысления элитарности обнаружены в творчестве Платона. Он делит человеческое познание на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философоф, а мнение – толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания. По мнению Ортеги, элита есть в каждом общественном классе. Элита – это наиболее одаренные высокими нравственными эстетическими задатками люди.
Элитарное искусство развивается в двух основных теоретических формах – эстетического изоляционизма и панэстетизма. Типичным проявлением эстетического изоляционизма является концепция «чистого» искусства, или «искусства для искусства». При этом единственным чистым источником творческоо энтузиазма признается красота.
В этот период художники со всего мира собираются в столице Франции, чтобы засвидетельствовать рождение новых направлений в искусстве.
Набизм (с еврейского «пророк»). Представители – П.Боннар, М.Дени, Ж.Вилар, П.Серюзье и др. Это была попытка связать искусство с космосом через введение в него (в искусство) математических пропорций. Набизм фактически явился предтечей авангардизма и символизма.
Фовизм. Представители – А.Матисс, Р.Дюфи, Фламинк и др. Их работы отличались эмоциональной силой и стихийной динамикой. Самым выдающимся является творчество Анри Матисса. Его натюрморты наполнены ярким светом, жизнеутверждающим началом.
Кубизм. Представители – П.Сезанн, П.Пикассо, Ф.Леже. На их полотнах появляются кубы, цилиндры, конусы как попытка углубить живопись. С развитием фотографии художники отказываются в своих картинах детально воспроизводить действительность, для них главное – идея, отголосок их сознания. Предметные образы заменяются геометрическими абстракциями, связанными с действительностью только метафорически. Кубисты изображают идеи - это важнейшая характеристика нового искусства ХХ века.
Сюрреализм. Представители – С.Дали, Г.Арп, Х.Миро, М.Эрнст. Сюрреализм – это не просто художественный метод, это целая философия, охватившая сферу бессознательного и сновидений. Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творчестве, происходит соединение несоединимого. Нужно «расстроить» мир, сломать его гармонию и единство, чтобы пробудить разум к сверхреальности. Скандал и святотатство являются сущностью сюрреализма. Поэтический бред, фарс, апокалипсис, кошмар, безысходная тоска – вот ощущения, рождаемые от полотен сюрреалистов.
Абстракционизм. Представители – П.Мондриан, В.Кандинский и др. Чистые геометрические формы, освобождение от реальной формы и сюжета – есть подлинная красота, считают абстракционисты. Специалисты называют их живопись «метафорической», «спонтанной», «сбивающей с толку», «непостижимой».
Экспрессионизм. Представители – Ж.Руо, М.Громер, А.Маршан, Б.Бюффе. Эмоциональная острота, искажение и преувеличение естественной внешности с целью отразить внутренний мир, - все это характерно для экспрессионистов, чье творчество было рождено под впечатлением последствий Второй мировой войны.
Музыкальная культура. Утверждаютя новые эстетические идеи, новые направления, новые средства звукового выражения. Выразителями этих новшеств становятся К.Дебюсси и М.Равель – французские композиторы, основоположники музыкального импрессионизма; немецкий композитор Р.Штраус; норвежец Э.Григ; финнский композитор Я.Сибелиус.
Архитектура. Рост промышленных предприятий, рост городов, демографическая проблема выдвинули иные требования к архитектуре. Необходимость строить быстро, прочно, много, дешево обусловило ее характер и тенденции развития в ХХ веке. Появляются новые строительные материалы – бетон и железобетон, в облицовке используются керамика, стекло, дерево и эстетически осмысленные поливные изразцы.
Кинематограф. В европейском кинематографе нашли отражение все основные творческие методы ХХ столетия: реализм, неореализм, романтизм, модернизм, мелодраматизм, интеллектуализм. История европейского кинематографа богата своими традициями и громкими именами. Это Ф.Феллини, М.Мастрояни, Л.де Фюнес, А.Делон, Ж.Маре, Ж.Бельмондо, С.Лорен, А.Маньяни, М.Дитрих, Г.Гарбо, Г.Александров, Л.Орлова, С. Герасимов, Ф.Бондарчук и многие другие. Экранизировались оперы и балеты, биографии, мелодрамы, шедевры мировой литературной классики прошлых лет, фантастика, боевики и т.д.
Основная литература:
1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 248-255
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 81-87
3. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994
4. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
5. Полищук В. Культурология / М., 1999
6. Введение в культурологию. Под ред. Е.В. Попова / М., 1996
Дополнительная литература:
1. Выбор и образ общества / М., 1994
2. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / М., 1993
3. Камю А. Бунтующий человек / М., 1990
4. Липс Ю. Происхождение вещей / М., 1954
5. Лыский Н.О. История абсолютного добра / М., 1991
6. Ортега-и-Гассет. Эстетика: Философия культуры / М., 1991
7. Переломов Л.С. Слово Конфуция / М., 1992
8. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура / М.,1992
9. Самосознание европейской культуры XX века / М., 1992
10. Ницше Ф. Сумерки богов / М., 1990
11. Фромм Э. Иметь или быть / М., 1990
12. Хайдеггер М. Время и бытие / М., 1993
13. Швейцер А. Культура и этика / М., 1973
14. Шпенглер О. Закат Европы / Новосибирск, 1993
15. Юнг К.Г. Архетип и символ / М., 1991
16. Ясперс К. Смысл и назначение истории / М., 1994