Menu
Разносклоняемые существительные
Тема: Разносклоняемые существительные

Тип урока: изучение нового материала

Цель: актуализировать знания учащихся о склонении существительных, организовать деятельность учащихся по изучению разносклоняемых существительных, развивать память, речь, умение сопоставлять языковые явления, обобщать, способствовать воспитанию коммуникативной культуры.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный, практический.

Наглядность : презентация урока

Ход урока.

I. Актуализация знаний учащихся о склонении существительных

Вопросы классу:
1. Что такое существительное? Как изменяются имена существительные?
2. Что такое склонение существительных?
3. Сколько типов склонения существительных в русском языке?
4. Какие существительные относятся к первому склонению?
5. Какие существительные относятся ко второму склонению?
6. Какие существительные относятся к третьему склонению?

Задания:
Прочитайте слова. Все ли слова вам понятны?
Словарная работа : бремя , семя
Запишите слова, распределив их в 3 столбика:
Ночь, тополь, цыган, смелость, луч, стремя, цифра, ветка, ветвь, бремя, дядя.

1 склонение 2 склонение 3 склонение

Цифра Тополь Ночь
Ветка Цыган Ветвь
Дядя Луч Смелость


К какому склонению вы отнесли слова стремя и бремя? Возникли ли какие-либо сомнения?

II. Изучение нового материала

Эти слова , действительно, нельзя отнести ни к одному из 3 типов склонения. Их не два, а больше. Они называются разносклоняемыми.
(записывается тема урока)
Слайд № 3

Какие это слова, вы узнаете, если с помощью иллюстраций отгадаете их.
Запишите все слова в тетрадь.
Слайды со 4 по 15 .
Проверка 16 слайд.
Сколько разносклоняемых существительных?
Что общего вы заметили у этих существительных?
(все существительные заканчиваются на –мя, кроме слова путь, все относятся к среднему роду)
Как вы думаете, почему они называются разносклоняемыми?

Работа со сравнительной таблицей
Слайд 17



В чём сходство и различие в окончаниях?
Вывод :
У существительного время в Т.п. окончание –ем, как у существительных 2 скл.
а в Р.п. Д.п. П.п., как у существительных 3 скл.

Можем ли мы отнести существительное время к какому либо из склонений?

Какую ещё особенность вы заметили при склонении существительного время?

III. Закрепление
Задание по группам Слайд 19
1 группа
Выпишите из предложений разносклоняемые имена существительные.
1. Что в имени тебе моём? Оно умрёт, как шум печальный… 2. Уж утро хладное сияло на темени полнощных гор; но в дивном замке всё молчало. 3. Когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе.

2 группа
Поставьте вместо точек разносклоняемые существительные в
нужном падеже:
1. Потерянного ... не воротишь. 2. Большого … не задуешь. 3. Нет
тяжелее …, чем безделье. 4. Обратный … всегда кажется
короче

3группа
Собери пословицу, поставив вместо точек разносклоняемые
существительные в нужном падеже.
1. От, …, не жди, … , доброго, худого. 2. Лучше, …, доброе,
богатства. 3. Не дорожит, кто, …, убытки, вечные, у того.

Проверка

Задание 4
Какие разносклоняемые существительные спрятались в репродукции картины В.Васнецова «Витязь на распутье»? Составьте с ними предложения.

Задание 5
Сложи в корзину лишние слова

Овражек, путь ,мост, печать, звезда, племя, книга, вымя, картина, семя, ель, стремя, знамя, радость, насыпь, темя, имя,

IV. Домашнее задание
Упр. 514 или упр. 515 (по желанию) § 63
Тв. з. : составить кроссворд или ребус с
использованием разносклоняемых
существительных.

V. Рефлексия
11.01.2013 14:06 Открытые уроки Павлова Антонина Дмитревна 2010 6292 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход