Европейский рационализм и русская духовность
План лекции
1. Особенности и основные направления русской философской мысли. Славянофильство и западничество.
2. Русская религиозная философия, софиология – В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков и др.
3. Экзистенциальные взгляды Л.Шестова и Н.Бердяева.
4. Русский космизм. Евразийская идея в русской философии – Н.Федоров, Н.Трубецкой, Л.Гумилев, В.Вернадский и др.
Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к XIX веку, когда русское общество переживает период увлечения объективным идеализмом представителей немецкой классической философии. Вопрос о месте и роли России получал неоднозначный ответ: одни мыслители полагали, что надо проводить модернизацию по западным образцам, другие утверждали, что у России - свой самобытный путь развития. Славянофильство и западничество в России – это по сути противоположности противоречивого целого. Как отмечал А.Герцен, у всех была одна любовь к России, но, идя из одних начал, философы приходили к разным выводам.
Славянофильство (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский). Согласно концепциям славянофилов, философия для России – не заимствование Запада, а необходимый элемент духовного национального развития. В нем обосновывалась необходимость для русской мысли самостоятельного пути и особых задач, вырастающих из российской истории. Идеалы будущего России славянофилы искали в прошлом. Центральным в учениях славянофилов является понятие народности как проявления самобытности. Она – определяющий момент трех начал русской общественной жизни: православия, самодержавия, общины.
Православие – стремление к истине путем возвышения самосознания к «сердечной цельности». Монархизм – крепкая государственная форма для великого народа, сознающего себя носителем духовных ценностей. Община – идеал совместной жизни, гарантия нравственности, воплощение принципа социальной справедливости, любовного отношения к труду.
Западничество (П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Философские взгляды западников развивались под непосредственным влиянием немецкой классической философии, в частности, под влиянием идей Шеллинга, Гегеля. Западничество видело идеалы будущего России не в прошлом, а в будущем, в контексте европейской культуры. По мнению западников, три оплота прежней России – крепостное право, самодержавие, церковь – препятствия к построению справедливого общества.
Отмена крепостного права – основное условие общественных изменений. Непреложный закон всего существования – поступательное движение от низшего к высшему, стремление к новому, к будущему. Поэтому русская община – далеко не идеальный вариант, если даже и возможно ее сохранение, то только в плане развития общинных начал в дополнении с установлением демократической республики. Идеология охранителей возвеличивает отживший строй, внутренний процесс в России невозможен без установления капиталистических отношений и превращения дворянства в буржуазию.
Согласно западничеству, человеческая личность выше истории, общества, человечества. Общее становится палачом индивидуальности. Только общественный строй, дающий свободу и независимость человеку, основанный на «правде и доблести», имеет право на существование. Важнейшей задачей будущего становится истинное просвещение в России.
Философия Вл.Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. Вл.Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Так, стержневым принципом его философии выступает философия положительного всеединства, одухотворенная Мировой душой, Софией. Философия Вл.Соловьева оказала определенное влияние на П.Флоренского, Н.Лосского,С.Франка.
Западная и западническая философия были своеобразно интерпретированы в материализме и нигилизме М.Бакунина, Н.Чернышевского, экзистенциализме Н.Бердяева и Л.Шестова, правовой философии П.Новгородцева, Б.Чичерина и И.Ильина и др.
Русский космизм сформировался в русле европейской культуры и является частью мирового космизма, обладая при этом специфическими чертами. Космизм обусловлен самой природой человека как планетарного космического существа. Вселенскостью В.И.Вернадский назвал ощущение неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой, присущее людям. «Вселенскость» включает в себя рациональные, эмоциональные, волевые и другие черты проявления личности. В рамках русского космизма развивалась концепция евразийства.
Выводы
Спецификой русской философии являются поиски исторического пути, места русского народа. В зависимости от выбора траектории пути различают западническую и славянофильскую традиции.
Согласно славянофильской традиции, Россия должна развиваться, основываясь на идеях православия, общинности, соборности, самодержавия.
Западники считают, что Россия должна идти проторенным путем европейской цивилизации.
Специфика русской философии заключается в ее религиозно-этическом характере.
Особое место в русской философии занимает идея космизма, в рамках которой также получила развитие концепция евразийства.
Методические рекомендации к лекции
При изучении данной темы обратите особое внимание на специфику русской философии, решение проблемы исторического пути и ее места в мировой истории. Основными направлениями русской философской мысли являются, прежде всего, славянофильская и западническая традиции, религиозная философия, русский космизм с его идеей евразийства.
Учтите все многообразие философских идей и подходов в русской мысли. И в связи с тем, что практически невозможно обрисовать многогранность и многоаспектность русской философии, необходимо при изучении данной темы использовать дополнительные источники.
Литература
1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.1. Ч.1. – Л.: Эго, 1991.
2. – С. 13-27.
3. Лосский Н. История русской философии. – М., 1991.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 82-116,158-176,217-240, 269-271, 310-313. 387-393, 397-411, 464-477, 530-570, 638-643.
5. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Париж, 1937. – С. 234-332.
6. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб., 1994.
7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 1998. – С. 256 –373.
Вопросы и задания контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. В чем заключается своеобразие и специфика русской философской мысли?
2. Назовите ключевые позиции славянофилов.
3. Как представляли будущее русского народа представители западничества?
4. Какие идеи выдвигает в своей религиозной философии В.С.Соловьев?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Проведите сравнительный анализ славянофильской и западнической философии по персоналиям.
2. Проведите сравнительный анализ религиозной философии Вл.Соловьева и П.Флоренского.
3. Сравните славянофильскую традицию с идеей евразийства.
Творческий уровень:
1. Что является общим и особенным в понимании русского пути развития в рамках славянофильской традиции, евразийства и русской религиозной философии?
2. Сравните экзистенциальные идеи Н.Бердяева и Л.Шестова с европейской экзистенциальной философией.
3. Каково значение евразийской концепции Л.Н.Гумилева для судьбы Казахстана?
1. Особенности и основные направления русской философской мысли. Славянофильство и западничество.
2. Русская религиозная философия, софиология – В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков и др.
3. Экзистенциальные взгляды Л.Шестова и Н.Бердяева.
4. Русский космизм. Евразийская идея в русской философии – Н.Федоров, Н.Трубецкой, Л.Гумилев, В.Вернадский и др.
Начало последовательного развития русской философской мысли восходит к XIX веку, когда русское общество переживает период увлечения объективным идеализмом представителей немецкой классической философии. Вопрос о месте и роли России получал неоднозначный ответ: одни мыслители полагали, что надо проводить модернизацию по западным образцам, другие утверждали, что у России - свой самобытный путь развития. Славянофильство и западничество в России – это по сути противоположности противоречивого целого. Как отмечал А.Герцен, у всех была одна любовь к России, но, идя из одних начал, философы приходили к разным выводам.
Славянофильство (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин, Н.Я.Данилевский). Согласно концепциям славянофилов, философия для России – не заимствование Запада, а необходимый элемент духовного национального развития. В нем обосновывалась необходимость для русской мысли самостоятельного пути и особых задач, вырастающих из российской истории. Идеалы будущего России славянофилы искали в прошлом. Центральным в учениях славянофилов является понятие народности как проявления самобытности. Она – определяющий момент трех начал русской общественной жизни: православия, самодержавия, общины.
Православие – стремление к истине путем возвышения самосознания к «сердечной цельности». Монархизм – крепкая государственная форма для великого народа, сознающего себя носителем духовных ценностей. Община – идеал совместной жизни, гарантия нравственности, воплощение принципа социальной справедливости, любовного отношения к труду.
Западничество (П.Я.Чаадаев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, А.И.Герцен). Философские взгляды западников развивались под непосредственным влиянием немецкой классической философии, в частности, под влиянием идей Шеллинга, Гегеля. Западничество видело идеалы будущего России не в прошлом, а в будущем, в контексте европейской культуры. По мнению западников, три оплота прежней России – крепостное право, самодержавие, церковь – препятствия к построению справедливого общества.
Отмена крепостного права – основное условие общественных изменений. Непреложный закон всего существования – поступательное движение от низшего к высшему, стремление к новому, к будущему. Поэтому русская община – далеко не идеальный вариант, если даже и возможно ее сохранение, то только в плане развития общинных начал в дополнении с установлением демократической республики. Идеология охранителей возвеличивает отживший строй, внутренний процесс в России невозможен без установления капиталистических отношений и превращения дворянства в буржуазию.
Согласно западничеству, человеческая личность выше истории, общества, человечества. Общее становится палачом индивидуальности. Только общественный строй, дающий свободу и независимость человеку, основанный на «правде и доблести», имеет право на существование. Важнейшей задачей будущего становится истинное просвещение в России.
Философия Вл.Соловьева впитала в себя основные тенденции русской религиозной философии XIX в. и закономерно оказалась ее завершающим синтезом. Вл.Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий. Так, стержневым принципом его философии выступает философия положительного всеединства, одухотворенная Мировой душой, Софией. Философия Вл.Соловьева оказала определенное влияние на П.Флоренского, Н.Лосского,С.Франка.
Западная и западническая философия были своеобразно интерпретированы в материализме и нигилизме М.Бакунина, Н.Чернышевского, экзистенциализме Н.Бердяева и Л.Шестова, правовой философии П.Новгородцева, Б.Чичерина и И.Ильина и др.
Русский космизм сформировался в русле европейской культуры и является частью мирового космизма, обладая при этом специфическими чертами. Космизм обусловлен самой природой человека как планетарного космического существа. Вселенскостью В.И.Вернадский назвал ощущение неразделенности с бесконечной и неисчерпаемой природой, присущее людям. «Вселенскость» включает в себя рациональные, эмоциональные, волевые и другие черты проявления личности. В рамках русского космизма развивалась концепция евразийства.
Выводы
Спецификой русской философии являются поиски исторического пути, места русского народа. В зависимости от выбора траектории пути различают западническую и славянофильскую традиции.
Согласно славянофильской традиции, Россия должна развиваться, основываясь на идеях православия, общинности, соборности, самодержавия.
Западники считают, что Россия должна идти проторенным путем европейской цивилизации.
Специфика русской философии заключается в ее религиозно-этическом характере.
Особое место в русской философии занимает идея космизма, в рамках которой также получила развитие концепция евразийства.
Методические рекомендации к лекции
При изучении данной темы обратите особое внимание на специфику русской философии, решение проблемы исторического пути и ее места в мировой истории. Основными направлениями русской философской мысли являются, прежде всего, славянофильская и западническая традиции, религиозная философия, русский космизм с его идеей евразийства.
Учтите все многообразие философских идей и подходов в русской мысли. И в связи с тем, что практически невозможно обрисовать многогранность и многоаспектность русской философии, необходимо при изучении данной темы использовать дополнительные источники.
Литература
1. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2т. Т.1. Ч.1. – Л.: Эго, 1991.
2. – С. 13-27.
3. Лосский Н. История русской философии. – М., 1991.
4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 82-116,158-176,217-240, 269-271, 310-313. 387-393, 397-411, 464-477, 530-570, 638-643.
5. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. – Париж, 1937. – С. 234-332.
6. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. – СПб., 1994.
7. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. – М., 1998. – С. 256 –373.
Вопросы и задания контроля теоретических знаний
Репродуктивный уровень:
1. В чем заключается своеобразие и специфика русской философской мысли?
2. Назовите ключевые позиции славянофилов.
3. Как представляли будущее русского народа представители западничества?
4. Какие идеи выдвигает в своей религиозной философии В.С.Соловьев?
Репродуктивно-практический уровень:
1. Проведите сравнительный анализ славянофильской и западнической философии по персоналиям.
2. Проведите сравнительный анализ религиозной философии Вл.Соловьева и П.Флоренского.
3. Сравните славянофильскую традицию с идеей евразийства.
Творческий уровень:
1. Что является общим и особенным в понимании русского пути развития в рамках славянофильской традиции, евразийства и русской религиозной философии?
2. Сравните экзистенциальные идеи Н.Бердяева и Л.Шестова с европейской экзистенциальной философией.
3. Каково значение евразийской концепции Л.Н.Гумилева для судьбы Казахстана?