Menu
Характеристика партийных систем и их разновидности. Многопартийность.
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. В политологии распространена схема, согласно которой существует однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.

Однопартийная система.

Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 года применялся термин однопартийная система. Хотя многие политологи считают, что если в стране действует одна партия, то партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных систем. В свою очередь, однопартийные системы имеют две разновидности:

1. Однопартийные системы, которые исключают даже номинальное существование других партий. На деле такие партии являются частью государственного аппарата.

2. Фактически однопартийные системы, замаскированные под многопартийные системы. В них осуществляется тотальный идеологический контроль государственной партии. Деятельность партий - сателлитов, интегрированных, как правило, в такие организации, как национальный и народный фронт, жестко регламентируется. Подобная система существовала во многих странах Восточной Европы до 1989 года. Указанная партийная система существует в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще несколько партий, входящих в единый «народно-демократический фронт».

Двухпартийная система.

Здесь реально борьбу на выборах ведут только две партии, причем одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей. Использование понятия «двухпартийная система» вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические силы. Их может быть и больше, но реальными претендентами на власть являются две основные партии, а остальные не мешают этим двум главным партиям управлять попеременно. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Когда этот маятник совершает очередное движение, смена власти по своей стремительности напоминает театрализованный государственный переворот. Однако, по остроумному замечанию одного журналиста-международника, вместо танков к министерским особнякам на рассвете стягиваются багажные автофургоны. В Великобритании, в пятницу, когда становятся известны результаты выборов, премьер – министр извещает королеву об отставке правительства, то есть на смену «правительства ее величества» к власти пришла «оппозиция ее величества». Лидер победившей партии после церемонии «целования руки ее величества» направляется на Даунинг–стрит, 10, откуда грузчики еще выносят ящики с грузом его предшественника. Тот факт, что большинство членов правительства селятся в правительственных особняках, делает смену власти особенно драматичной: министр разом теряет не только портфель, но и кров.

В США смена президента в Белом доме знаменует начало «великого переселения». В коридорах власти, которое затрагивает многие тысячи людей, тянется два месяца.

Существуют разновидности двухпартийной системы:

1. Классический вариант (США, Великобритания), при котором две главные партии собирают до 90% голосов избирателей, в связи с чем, остальные партии лишены доступа к власти. Особенно это показательно на примере США, где господствует классическая двухпартийная система. За всю историю существования двухпартийной системы более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента, однако лишь восемь из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей.

2 Система «два с половиной», при которой рядом с двумя основными партиями появляется, менее сильная, но способная оказать влияние на исход борьбы за власть. Поддерживая одну из двух партий, третья партия оказывает влияние на конечный успех одной из сильных партий. Такие системы существуют в Австрии, Канаде, Австралии, др., где ведущие партии собирают 75 – 80 % голосов.

Многопартийные системы.

Под такой в политологии понимают такую систему, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на правительственные институты. Для того чтобы не допустить чрезмерного дробления политических сил в Швеции, ФРГ и других странах, в избирательное законодательство введен пункт о минимальном процентном барьере. Как правило – это 5%.

При многопартийной системе каждая партия представляет довольно точно очерченные идеологические позиции. Спектр этих позиций простирается от крайне правых до крайне левых. Остальные партии занимают промежуточное положение. Как правило, в многопартийных системах парламент располагается в форме полукруга, где, следуя традиции Великой Французской революции, представители консервативных и правых партий располагаются на правой стороне от председательствующего, слева – представители леворадикальных партий.

Политологи часто критикуют многопартийные системы за их нестабильность. Четвертая Французская республика (1940 – 1958 гг.) и современное коалиционное правительство в Италии ярко демонстрируют все минусы многопартийности: ни в Италии, ни во Франции правительство не сумело удержаться у власти больше нескольких месяцев подряд. Однако в Голландии, Израиле и других обычно удается создать устойчивую многопартийную коалицию. Дело в том, что число партий не является главной причиной нестабильности кабинета. Гораздо больше стабильность зависит от общенациональной политической культуры.

Достаточно часто встречается еще одна разновидность многопартийной системы – с доминирующей партией (Япония, Индия, Мексика). Здесь в предвыборной борьбе участвует множество партий, но господствующие позиции при этом принадлежат одной из них. Со времени завоевания независимости в 1947 году в Индии ведущую роль играет на политической арене партия Индийский национальный конгресс. В Японии ведущие позиции на политической арене до 1993 года занимала Либерально-демократическая партия. Это традиция была нарушена только в 1993 году, когда либерально-демократическую партию у власти сменила коалиция из восьми партий.

Новейшие тенденции в эволюции партий.

В последние полтора-два столетия заметные изменения наблюдаются в США, в странах Западной Европы. Нарушается корреляция между голосованием избирателей за ту или иную партию и их принадлежностью к той или иной социальной группе. Снижается доля рабочих в социал-демократических партиях. Растущее число представителей низкодоходных слоев общества голосует за партии либеральной и консервативной ориентации, а представители средних слоев – за социал-демократические и другие левые партии. Это со всей очевидностью показали выборы последних лет в ряде стран Западной Европы. В результате большинство крупных политических партий, по сути, перестали быть сугубо классовыми и превратились, по их словам, в народные, или партии для всех.

Имеет место тенденция к увеличению фрагментации партийных систем, расширению спектра партийно-политических альтернатив, усилению влияния новых социальных движений (к примеру, экологического). Результатом этого стала значительная автономия избирателей по отношению к партиям.

Одним из признаков такой автономии стал неуклонный рост числа избирателей, называющих себя независимыми либо голосующими не за кандидата своей партии, а конкурирующей. По словам А.М. Шлезингера - младшего в США в XIX веке «принадлежность к той или иной партии передавалась по наследству, как религия». Со второй половины 60-х годов это положение стало меняться. Это выражается, в частности, в увеличении числа избирателей, голосующих не за свою партию, а за конкурирующую. По данным многочисленных опросов, в США на протяжении всего послевоенного периода в количественном отношении демократы существенно преобладали над республиканцами. Но в то же время демократы были не способны выиграть большинство президентских выборов.

Сомнения в способности партий решать стоящие перед обществом задачи порождает феномен так называемого негативного голосования. Так, например, по опросам многих исследователей победа Рейгана в 1980 году на выборах на пост президента объясняется не желанием людей видеть Рейгана президентом, а негативным фактором, то есть желанием избавиться от Дж. Картера.

Однако значение этих тенденций не следует преувеличивать. Анализ реальной ситуации показывает, что политические партии сохраняют важное значение в качестве главных инструментов реализации политических функций, особенно в качестве центрального элемента избирательного процесса.
01.10.2011 13:35 Политология Артем 12421 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация Вход