Menu
Социализация личности: смысл термина и назначение. Агенты и институты социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, необходимых для эффективного выполнения им социальных ролей в конкретном обществе.

В результате социализации человек становится личностью, у него возникает самосознание или образ собственного «Я», отличного от других людей. Другие люди выступают для него своеобразным зеркалом, в которое он смотрится.

Американский социолог Чарльз Кули полагал, что осознание человеком своего «Я», которое он назвал «Зеркальное Я», складывается из трех компонентов: 1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие ( например, «я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду»); 2) того, как они реагируют на то, что видят ( например, « они видят мою одежду и она им нравится»); 3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию (« поскольку моя одежда им нравится, я буду и впредь одеваться подобным образом»).

Социализация как процесс усвоения культурных ценностей и освоения социальных ролей осуществляется в результате межличностного взаимодействия. Вне социальных связей бессмысленно говорить о самооценке личности и об оценке ее со стороны общества. В процессе межличностного взаимодействия происходит передача смысла и значения тех или поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей. Иначе говоря, происходит обучение человека элементарным правилам человеческого общежития.

В результате социального взаимодействия осуществляется интернализация, то есть превращение внешних норм и предписаний во внутренние правила и убеждения. В связи с этим невозможны не только, но и самопознание изолированного индивида, подобно Маугли или Робинзону Крузо. Их именуют феральными людьми, то есть не ставшими полноценными членами общества по причине их изоляции от общества, формирования их вне общения с людьми ( семьей, близкими, социальной группой).

Главное назначение социализации состоит в переходе человека из биологического существа в социальное, в обретении личностью самостоятельности и определения своего социального места в обществе. Этот процесс растянут во времени: он начинается с момента рождения и завершается смертью. Человек на протяжении своей жизни выполняет значительное число социальных ролей, освоение которых вызвано к жизни конкретными обстоятельствами: возрастом, карьерным движением, женитьбой или замужеством и т.д. И всякий раз он вынужден усваивать опыт и установки, соответствующие своим социальным ролям.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них выделяются:
отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания ( например, учитель, родители и т.д.);
б. учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание ( например, школа, вуз и т.д.).

По характеру воздействия агентов социализации( прямому или опосредованному) выделяют первичную и вторичную социализации и их агентов. Агентами первичной социализации являются родители, родственники, семья, друзья, сверстники, учителя, врачи и т.д. Агентами вторичной социализации выступают администрации школ, вузов, предприятий, институтов государства: армия, полиция, суд, а также церковь, средства массовой информации, политические партии и т.д.

Иногда мы можем наблюдать мальчика, который играет в куклы, деградирующего взрослого человека, потерявшего работу. Все это – случаи неудавшейся социализации, вызванные нарушениями в ее процессе.

Одной из причин подобных нарушений является деривация, то есть отсутствие родительской заботы, которая оказывает влияние на эмоциональное и психическое здоровье и познавательные способности ребенка.

Последствиями нарушений социализации могут выступать психические отклонения, например, шизофрения, различные виды беспокойств ( фобии), деградация личности, маргинализация, преступность. Особенно остро они проявляются в экстремальных ситуациях.

Основная литература:
1. В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.163-170
2. В.Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.254-266
3. Р.Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.119-266.

Дополнительная литература:

1. А.А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Москва. 1996 г.
2. Ж. Т. Тощенко. Социология. Москва. 1996 г.
3. Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.
4. К. Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

08.05.2010 09:40 Социология Артем 1203 4818 0
Имя *:
Email:
Код *: