Тест по «Основам экономики и финансовой грамотности» для аттестации педагогических кадров средних общеобразовательных школ.
1. Название теста: Тест по «Основам экономики и финансовой грамотности» для аттестации педагогических кадров средних общеобразовательных школ.
2. Цель разработки: Тест разработан в целях определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям.
3. Задача: Определить уровень профессиональной компетентности.
4. Содержание теста. В тест включены материалы основных разделов:
Тест состоит из заданий 3-х уровней трудности:
первого уровня (А) – 4 заданий,
второго уровня (В) – 10 заданий,
третьего уровня (С) – 6 заданий.
5. Характеристика содержания заданий.
Основные понятия экономики: значение слова «экономика», определение, главные вопросы, экономические ресурсы. Виды экономики: микро и макроэкономика; типы экономических систем: смешанная, рыночная, командная (централизованная), традиционная. Ограниченность ресурсов: пирамида потребностей, товар, услуги, проблема выбора, проблема ограниченности выбора; компромиссный выбор: эффективность выбора, маржинальная (предельная) выгода, маржинальные (предельные затраты; кривая производственных возможностей: шкала, кривая.
Экономика Республики Казахстан: Развитие экономических отношений, ВВП, факторы развития экономики; экономические реформы: три этапа, приватизация, разгосударствление, программы приватизации. Национальная программа приватизации, направления приватизации, основные цели приватизации. Казахстан в современном мире: развитие транспортной, перерабатывающей промышленностей, металлургии.
Спрос и предложение: Спрос: величина спроса, шкала спроса, закон, кривая спроса; факторы спроса: цена, рынок, доход покупателей, вкусы и предпочтения потребителей, детерминанты, субституты, комплементы, эластичность спроса. Предложение: величина, шкала, закон, кривая предложения; факторы предложения: цена других товаров, цена ресурсов, технологии, налоги и дотации, эластичность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения: Рыночное равновесие, равновесная цена, цена спроса, цена предложения; неравновесные ситуации: дефицит и избыток. Изменение рыночного равновесия, фактора изменения спроса, факторы изменения предложения, неценовые факторы.
Потребитель в экономике: Потребности, потребитель, источники доходов, богатство. Бюджет, доходы и расходы, сбережения: надежность, доходность, ликвидность. Потребительский кредит, стоимость кредита, условия предоставления кредита; защита прав потребителей, реклама.
Производство. Конкуренция: Предприниматель, предпринимательство, предприятие, производство. Формы организации бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищества, акционерные общества. Конкуренция, типы рыночных структур: полиполия, олигополия, монополия. Издержки фирмы, закон убывающей эффективности, общие, средние и предельные издержки фирмы, выручка и прибыль фирмы.
Рынок труда Республики Казахстан: Трудовые ресурсы: труд, трудовая дискриминация; заработная плата: прожиточный минимум, нерыночные факторы, влияющие на размер заработной платы, индексация, минимальная и средняя заработная плата. Спрос и предложение на рынке труда: величина спроса на труд, эффективность использования труда, трудовое законодательство. Безработица: определение, уровень безработицы, виды безработицы, рабочая сила.
Деньги и финансовые институты: Деньги, бартер, свойства денег, функции денег. Банковская система: банки первого и второго уровня, функции банков, валюта; инфляция: определение, уравнение обмена, скорость обращения. Финансовые услуги: счет, сейфы, депозит, кредит, «электронные деньги».
Роль государства в экономике: Государственное регулирование: определение, косвенное вмешательство, функции косвенного регулирования, трансфертные платежи. Налоговая система: классификация налогов, налоговая база, прогрессивная система налогообложения, регрессивная система налогообложения. Государственный бюджет: причины дефицита, виды кредита, внутренний государственный кредит, внешний государственный кредит, экономический рост, экономические циклы, дефлятор.
Мировое хозяйство: Понятие мирового хозяйства, интернационализация промышленности, интеграция, обмен, глобализация. Торговля, протекционизм: международное разделение труда, международная торговля; ведение мирового хозяйства: сравнительное преимущество – специализация, принцип сравнительного преимущества, основные приоритеты, конкурентоспособная экономика, национальная экономика
6. Среднее время выполнения заданий
Оптимальное время выполнения тестового задания – 2 минуты.
Время выполнения теста в целом – 40 минут.
7. Число вариантов и заданий
Эквивалентность всех вариантов теста обеспечивается:
- формированием теста строго в соответствии с его спецификацией;
- расположением взаимозаменяемых заданий на одних и тех же местах в различных вариантах;
- сохранением одного и того же уровня трудности во всех вариантах.
В одном тесте – 20 заданий.
8. Форма заданий
Выбор одного ответа из 5 предложенных вариантов.
Инструкция: «Выбранный ответ необходимо отметить на листе ответов путем полного закрашивания соответствующего кружка на поле данного предмета».
9. Оценка выполнения задания
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, в остальных случаях – 0 баллов.
10. Рекомендуемая литература:
1. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учебное пособие.
Авторы:Герасимов Б.И., Иода Ю.В., г. Тамбов, издательство «Тамбов» 2004 год.
2. Основы экономической теории. Авторы: Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н.
3. Моделирование экономических процессов. Автор: Грачева М.В. 2012 год.
2. Цель разработки: Тест разработан в целях определения соответствия уровня квалификации педагогического работника квалификационным требованиям.
3. Задача: Определить уровень профессиональной компетентности.
4. Содержание теста. В тест включены материалы основных разделов:
№ | Тема | № | Подтема | Место задания в тесте | Уровень трудности |
1 | Основные понятия экономики | 1 | Понятие «экономика» Потребности, ресурсы | 1 | В |
2 | Экономические системы. Главные вопросы экономики. | 2 | А | ||
3 | Ограниченность ресурсов и проблема выбора. Компромисный выбор КПВ. | 3 | В | ||
2 | Экономика Республики Казахстан | 1 | Этапы экономических реформ в переходном периоде | 4 | С |
3 | Спрос и предложение | 1 | Спрос, закон спроса, кривая спроса. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене. | 5 | В |
2 | Предложение, закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения. Эластичность предложения по цене. | 6 | В | ||
4 | Взаимодействие спроса и предложение | 1 | Рыночное равновесие. Неравновесные ситуации на рынке.Изменение рыночного равновесия | 7 | В |
5 | Потребитель в экономике | 1 | Рациональное поведение потребителя.Бюджет. Доходы и расходы потребителя. | 8 | А |
2 | Потребительские кредиты, ипотека. Сбережения, депозиты, богатство Страхование. Реклама. | 9 | В | ||
3 | Защита прав потребителей. Закон «о защите прав потребителей РК» | 10 | А | ||
6 | Производство и производительность. Конкуренция. Издержки производства. | 1 | Производство. Факторы производства. Производительность факторов производства | 11 | С |
2 | Формы организации бизнеса | 12 | В | ||
3 | Конкуренция. Виды конкуренции | 13 | А | ||
4 | Издержки фирмы | 14 | С | ||
7 | Рынок труда Республики Казахстан | 1 | Трудовые ресурсы Заработная плата. Нерыночные факторы, влияющие на зарплату. | 15 | В |
2 | Спрос и предложение на рынке труда. Безработица. Уровень безработицы. Виды безработицы. Закон о труде РК. | 16 | В | ||
8 | Деньги и финансовые институты | 1 | Деньги. Свойства, функции денег.Банковская система Республики Казахстан | 17 | В |
2 | Инфляция. Дефляция. Уравнение денежного обмена. | 18 | С | ||
9 | Роль государства в экономике | 1 | Налоговая система Республики Казахстан.Государственный бюджет ВВП, ВНП, дефлятор ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.Антикризисная политика государства. | 19 | С |
10 | Мировое хозяйство | 1 | Причины возникновения междунродной торговли. Абсолютное и сравнительное преимущество. Международное разделение труда. Конкурентносособностьнациональной экономики. Казахстан и ВТО. | 20 | С |
Тест состоит из заданий 3-х уровней трудности:
первого уровня (А) – 4 заданий,
второго уровня (В) – 10 заданий,
третьего уровня (С) – 6 заданий.
5. Характеристика содержания заданий.
Основные понятия экономики: значение слова «экономика», определение, главные вопросы, экономические ресурсы. Виды экономики: микро и макроэкономика; типы экономических систем: смешанная, рыночная, командная (централизованная), традиционная. Ограниченность ресурсов: пирамида потребностей, товар, услуги, проблема выбора, проблема ограниченности выбора; компромиссный выбор: эффективность выбора, маржинальная (предельная) выгода, маржинальные (предельные затраты; кривая производственных возможностей: шкала, кривая.
Экономика Республики Казахстан: Развитие экономических отношений, ВВП, факторы развития экономики; экономические реформы: три этапа, приватизация, разгосударствление, программы приватизации. Национальная программа приватизации, направления приватизации, основные цели приватизации. Казахстан в современном мире: развитие транспортной, перерабатывающей промышленностей, металлургии.
Спрос и предложение: Спрос: величина спроса, шкала спроса, закон, кривая спроса; факторы спроса: цена, рынок, доход покупателей, вкусы и предпочтения потребителей, детерминанты, субституты, комплементы, эластичность спроса. Предложение: величина, шкала, закон, кривая предложения; факторы предложения: цена других товаров, цена ресурсов, технологии, налоги и дотации, эластичность предложения.
Взаимодействие спроса и предложения: Рыночное равновесие, равновесная цена, цена спроса, цена предложения; неравновесные ситуации: дефицит и избыток. Изменение рыночного равновесия, фактора изменения спроса, факторы изменения предложения, неценовые факторы.
Потребитель в экономике: Потребности, потребитель, источники доходов, богатство. Бюджет, доходы и расходы, сбережения: надежность, доходность, ликвидность. Потребительский кредит, стоимость кредита, условия предоставления кредита; защита прав потребителей, реклама.
Производство. Конкуренция: Предприниматель, предпринимательство, предприятие, производство. Формы организации бизнеса: индивидуальное предприятие, товарищества, акционерные общества. Конкуренция, типы рыночных структур: полиполия, олигополия, монополия. Издержки фирмы, закон убывающей эффективности, общие, средние и предельные издержки фирмы, выручка и прибыль фирмы.
Рынок труда Республики Казахстан: Трудовые ресурсы: труд, трудовая дискриминация; заработная плата: прожиточный минимум, нерыночные факторы, влияющие на размер заработной платы, индексация, минимальная и средняя заработная плата. Спрос и предложение на рынке труда: величина спроса на труд, эффективность использования труда, трудовое законодательство. Безработица: определение, уровень безработицы, виды безработицы, рабочая сила.
Деньги и финансовые институты: Деньги, бартер, свойства денег, функции денег. Банковская система: банки первого и второго уровня, функции банков, валюта; инфляция: определение, уравнение обмена, скорость обращения. Финансовые услуги: счет, сейфы, депозит, кредит, «электронные деньги».
Роль государства в экономике: Государственное регулирование: определение, косвенное вмешательство, функции косвенного регулирования, трансфертные платежи. Налоговая система: классификация налогов, налоговая база, прогрессивная система налогообложения, регрессивная система налогообложения. Государственный бюджет: причины дефицита, виды кредита, внутренний государственный кредит, внешний государственный кредит, экономический рост, экономические циклы, дефлятор.
Мировое хозяйство: Понятие мирового хозяйства, интернационализация промышленности, интеграция, обмен, глобализация. Торговля, протекционизм: международное разделение труда, международная торговля; ведение мирового хозяйства: сравнительное преимущество – специализация, принцип сравнительного преимущества, основные приоритеты, конкурентоспособная экономика, национальная экономика
6. Среднее время выполнения заданий
Оптимальное время выполнения тестового задания – 2 минуты.
Время выполнения теста в целом – 40 минут.
7. Число вариантов и заданий
Эквивалентность всех вариантов теста обеспечивается:
- формированием теста строго в соответствии с его спецификацией;
- расположением взаимозаменяемых заданий на одних и тех же местах в различных вариантах;
- сохранением одного и того же уровня трудности во всех вариантах.
В одном тесте – 20 заданий.
8. Форма заданий
Выбор одного ответа из 5 предложенных вариантов.
Инструкция: «Выбранный ответ необходимо отметить на листе ответов путем полного закрашивания соответствующего кружка на поле данного предмета».
9. Оценка выполнения задания
За каждый правильный ответ присуждается 1 балл, в остальных случаях – 0 баллов.
10. Рекомендуемая литература:
1. Введение в экономику: Основы экономического анализа: Учебное пособие.
Авторы:Герасимов Б.И., Иода Ю.В., г. Тамбов, издательство «Тамбов» 2004 год.
2. Основы экономической теории. Авторы: Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н.
3. Моделирование экономических процессов. Автор: Грачева М.В. 2012 год.