Искусство и культура XX века.
1. Введение. Изменение социально-исторической обстановки. Демократизация общества. Развитие машинного производства. Новые возможности конструкций и материалов. «Исторические стили» в архитектуре 2-ой половины 19 века. Разрушение связей между видами искусств. Преимущественное развитие станковой живописи. Упадок вкуса.
2. Уильям Моррис. Идея целостности художественной среды. «Красный дом».
«Движение искусств и ремесел». Эстетические принципы и практика. Моррис ― провозвестник современного дизайна. Интерьеры и мебель (Ф.Уэбб). Эскизы для набоек, шпалеры. 2. Стиль Модерн. Значение термина. Национальные варианты. Эстетические принципы и практика. Бельгия: А.Ван де Вельде, В.Орта. Франция: Э.Гимар. Школа Нанси ― Э. Галле (стекло и мебель). США: фирма Тиффани ― американский отклик. Эстетизация природных форм. Возникновение плаката. А.деТулуз-Лотрек, П.Боннар, А.Муха.
3. Стиль Модерн. Особенности национального воплощения стиля и яркие творческие индивидуальности:
Германия: Р.Риммершмид, А.Эндель, О.Экман, Обрист, П.Беренс; Дармштадская колония.
Англия: О. Бёрдслей, Уистлер, Ч.Войси, У.Крейн, Ч.Р.Макинтош.
Испания: А.Гауди. Традиции испано-мавританской архитектуры. Зарождение биоархитектуры.
Австрия: О.Вагнер ― от эклектики к конструктивному модерну. Теоретические взгляды О.Вагнера. Й.М.Ольбрих «Сецессион». Й.Хофман. Венские художественные мастерские.
Венский модерн в живописи ― Г.Климт. «Золотой период». Философия смыслов и декоративность воплощения. Климтовский орнамент.
Россия: О.И.Шехтель. Особняк Рябушинского ― принцип функциональности, планировка «изнутри наружу», эстетика и символика декора. Поздний Шехтель ― конструктивный модерн.
4. Объединение «Мир искусства». Русское искусство в Западной Европе ― Дягилевские сезоны в Париже. Хореография, музыка, декорация и костюм как единое художественное целое. Воплощение в «русских балетах» противоречивых явлений в культуре начала ХХ века. Разнообразие творческих решений ― от модерна к авангарду. А.Н. Бенуа. Л.С.Бакст. А.Я.Головин. Н.К.Рерих. М.Ф.Ларионов. Н.Н.Гончарова и др. Значение «Русского балета» для европейской культуры.
5. Авангардное искусство 20 века. Проблема термина. Борьба с наследием 19 века. Новое понимание задач искусства. Поиск радикально новых средств выражения. Формотворчество и поиск новых смыслов. Начало ― Фовизм (1905 г.). Абсолютизация цвета. Традиция картины. Конфликт художника и зрителя. А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк, Р.Дюфи, А.Марке, Кес ван Донген, Ж.Руо. Монографически ― А.Матисс. Яркая индивидуальность. «Танец», «Песня», натюрморты, «Танжерский триптих», женские образы 20-х, 30-х гг. ― поиски гармонии. Декупажи 40-х, 50-х гг. Капелла в Вансе ― синтез искусств. Традиции католического искусства в интерпретации Матисса.
6. Пикассо и кубизм. Пабло Пикассо. «Голубой» и «розовый» периоды. «Авиньонские девицы» ― начало кубизма (1907 г.). Происхождение термина. Монографически ― Пабло Пикассо. Кубистический период. Театральные работы у Дягилева. Классический период. Графические работы 30-х годов. Свободное владение манерами от реалистической до абстракции. Политическая пристрастность ― «Герника». Графика, монументальные работы, керамика. Чувство формы и материала.
7. Кубизм. Выделение стадий развития ― синтетический и аналитический кубизм. Принципы работы с формой, поиски четвёртого измерения. Ж.Брак, Х.Грис, Ф.Леже, Р.Делоне, А.Глез и Ж.Метсенже. Попытки построения теории кубизма. Влияние кубизма на развитие искусства и архитектуры ХХ века.
8. Немецкий экспрессионизм ― страдающая душа во враждебном мире. Предистория: В.Ван Гог, Д.Энсор, Э.Мунк. Дрезденская группа «Мост» (1905г.). Э.Кирхнер, Э.Хеккель, Э.Нольде.
Немецкая имперская неоклассика. Ф.Штук, Х.Пельциг, П. Беренс, Б. Шмитц. «Новая вещественность». Параллельные пути немецкого искусства 20 века.
9. Абстракционизм. Значение термина. В.В. Кандинский. Ранний период. Эзотерические штудии в Мурнау. 1-ая абстрактная акварель (1910 г.). Ф.Марк, альманах «Синий всадник» (1912). Кандинский «Синяя гора», «Потоп», импровизации, композиции. Возвращение в Россию. «Красная площадь», серия «Малые миры». Теоретические взгляды Кандинского. Преподавательская и творческая деятельность в Баухаузе.
10. Абстракционизм. П.Клее ― художник, педагог, теоретик. Пит Мондриан и группа «Де Стиль». Пит Мондриан ― поиски абсолюта. Пространственные абстракции Н.Габо и А.Калдера.
11. Итальянский футуризм (1909 г.). Современность против традиции. Скорость, технический прогресс, господство над природой, война ― «гигиена мира». Манифесты футуристов. Т.Маринетти. У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Балла. Архитектурные мечты А.Сант-Элиа.
12. Авангардные течения в России. Объединение «Бубновый валет» (1910 г.). Вещный мир ― вещная живопись. П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.В.Куприн. Примитивизм: М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова. Лучизм. Поиск особого русского пути и европейские влияния.
13. Русский кубофутуризм. Метафизические поиски. Сотрудничество поэтов и художников. Опера «Победа над солнцем». В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Кручёных, М.Матюшин. Художники: А.Экстер, О.Розанова, Н.Удальцова, Д.Бурлюк, Н.Гончарова, К.Малевич.
14. Супрематизм. Происхождение и значение термина. Футуристическая выставка «0:10» (1915г.). «Чёрный квадрат» К.Малевича ― «нуль форм». К.С.Малевич как теоретик и педагог. УНОВИС. Эль Лисицкий ― проуны и фигурины. Период ИНХУКА, «архитектоны». Крестьянская серия. Поздний Малевич ― отступление перед реальростью.
15. Конструктивизм. Конструирование среды ― конструирование нового человека.
А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Л.С.Попова и др. Проекты мебели, костюм, декор тканей. ВХУТЕМАС. Новые принципы построения формы. Проблема красоты.
16. Искусство Западной Европы. Авангардизм. Группа ДАДА (Цюрих, 1916 г.). Радикальное отрицание форм и смыслов. Т.Тцара, Х.Арп, С.Тёйберг, М.Янко, М.Дюшан, Ман Рей. Смелость технического и образного эксперимента.Реди-мэйд. Журнал «Дада». Парижское и Берлинское Дада после 1920г. Мерцизм К.Швиттерса. «Метафизическое искусство» ― наследие классического искусства в интерпретации авангарда. Дж.де Кирико.
17. Сюрреализм. Манифест 1924г. Происхождение и значение термина. Поэты и художники. Техника автоматического письма. А.Бретон, П.Элюар, Л.Арагон. Журнал «Сюрреалистическая революция». Симультанизм в живописи, иллюзия «невозможных объектов». М.Эрнст, Р.Магритт, А.Масон, И.Танги, Х.Миро.
18. С.Дали. Этапы развития. «Завоевание иррационального». З.Фрейд в интерпретации С.Дали. Игра знаками и иллюзиями. С. Дали ― лучшее произведение С. Дали. Поздний «католический классицизм».
19. Стиль Ар Деко. Предистория: Й.Хофман ― Особняк Стокле в Брюсселе, «Венские мастерские». Парижская выставка декоративного искусства 1925г. Геометризация декоративных форм, своеобразие интерпретации классических образцов, дорогие материалы. Респектабельность и комфорт. Оптимизм. Новый синтез искусств. Ж.-Э.Рульман, Э.Грей, Р. и С.Делоне, П.Пуаре, Э.Сааринен. Ван Аллен «Крайслер-билдинг». Декоративные панели лайнера «Нормандия».
20. Течение «Современная архитектура». Утопия и реальность. Баухаус ― новая школа архитектуры и дизайна. Программа нового архитектурного творчества В.Гропиуса. В.Гропиус ― архитектор. Фагос ам Альфельд, здание Баухаус. Л.Мис ван дер Роэ. Магический кристалл формы. Немецкий павильон в Барселоне 1929г., Здания Иллинойского технологического института в Чикаго, Небоскрёбы на Лейк- Шор-Драйв в Чикаго, дом Ференсуорт.
21. «Эспри Нуво». Ле Корбюзье. Теория и практика. Проекты интерьеров и мебели. Вилла Саввой ― «5 принципов». План Вуазен (перестройка Парижа). Здание Центросоюза в Москве. Жилая единица в Марселе. Модулор.
Ф.Л.Райт. «Дома прерий», Дом над водопадом (дом Кауфмана), Музей Гугенхйма в Нью-Йорке.
22. Фигуративное искусство 1920 ― 1930-х гг. Парижская школа. Париж ― город искусств. Интернациональная колония художников, многообразие проявлений ярких творческих индивидуальностей, поиски нового гуманизма. А. Модильяни. М. Шагал.
Скульптура 1-ой половины ХХ века. Классика и авангард. А. Майоль ― поиски вечного совершенства. «Весна», «Помона» и др.
Кубистические влияния в скульптуре. А.Архипенко, О.Цадкин. К.Бранкуси. Фужита.
23. Зарубежное искусство 50-х ― 60-х годов. Фигуративное искусство. Р.Гуттузо. Д.Манцу. А.Фужерон. Э.Уайес. Э.Хоппер. Разнообразие творческих манер. Социальная острота.
Искусство Латинской Америки. Мексиканские муралисты: Д.Ривера, Х.К.Ороско, Д.А.Сикейрос. Традиции и новаторство в латиноамериканской интерпретации. В.Лам. Томайо. Ф.Ботеро.
24. Зарубежное искусство 50-х ― 70-х годов. Неоавангард. Послевоенный абстракционизм ― разнообразие вариантов. Дж.Поллок. Поп-арт. Р.Раушенберг. Э.Уорхол и др. Стирание границ между профессиональным искусством, кичем, рекламой. Новые техники и приёмы. Инсталляция. Хеппенинг. Перформенс. Проблема массовой культуры.
25. Зарубежное искусство 60-х ― 80-х годов. Разнообразие направлений. Оп-арт (В.Вазарелли). Гиперреализм (А.Джонс и др.). Бодиарт (Ив Кляйн). Арте повера.
26. Концептуальное искусство. Видеоперформенс. Лэнд-арт (Р.Смитсон). Кинетическое искусство (Тенгели).
27. Постмодерн. Истолкование термина. Культурная ситуация 2-ой половины 20-го века и стиль. Полицентризм. Игровой принцип цитирования. Конформизм. Расплывчатость критерия оценки.
Попытка нового синтеза искусств и принципиальная деструкция.
Литература
Авангардизм, модернизм, постмодернизм. Терминологический словарь Составители В.Власов, Н.Лукина. СПб.: Азбука-Классика, 2005.
Андреева Е. Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины 20 века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры 20 века. М.: Стройиздат. 1990.
Горюнов В.С., Тубель М.П. Архитектура эпохи Модерна. Концепции, направления, мастера. СПб.: Стройиздат, 1992.
Герман М.Ю. Парижская школа. М.: Слово, 2003.
Малинина Т. Формула стиля Ар Деко. М.: Пинакотека. 2005.
Наков А., Русский авангард. М.: Искусство, 1991.
Рассказы о художниках. История искусства 20 века. (Дюшан. Матта. Поллок. Уорхол. Кифер). СПб., 1999.
Рид Г. Краткая история современной живописи. 2005.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М. 1998.
Сидорина Е. Сквозь весь ХХ век. Художественно- проектные концепции русского авангарда. М. 1986.
Соловьёв Н.К. История современного интерьера. М.: Сварог и К, 2004.
Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Кристалл. М.: Оникс. 2005.
Толстой А. Художники русской эмиграции. М.: Искусство ХХ I века. 2005.
Турчин В.С. Образ двадцатого. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Хиллер Б. Стиль 20 века. М.: Слово,2004.
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства 20 века. М.: Стройиздат, 1990.
Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира. М.: Искусство, 2003.
2. Уильям Моррис. Идея целостности художественной среды. «Красный дом».
«Движение искусств и ремесел». Эстетические принципы и практика. Моррис ― провозвестник современного дизайна. Интерьеры и мебель (Ф.Уэбб). Эскизы для набоек, шпалеры. 2. Стиль Модерн. Значение термина. Национальные варианты. Эстетические принципы и практика. Бельгия: А.Ван де Вельде, В.Орта. Франция: Э.Гимар. Школа Нанси ― Э. Галле (стекло и мебель). США: фирма Тиффани ― американский отклик. Эстетизация природных форм. Возникновение плаката. А.деТулуз-Лотрек, П.Боннар, А.Муха.
3. Стиль Модерн. Особенности национального воплощения стиля и яркие творческие индивидуальности:
Германия: Р.Риммершмид, А.Эндель, О.Экман, Обрист, П.Беренс; Дармштадская колония.
Англия: О. Бёрдслей, Уистлер, Ч.Войси, У.Крейн, Ч.Р.Макинтош.
Испания: А.Гауди. Традиции испано-мавританской архитектуры. Зарождение биоархитектуры.
Австрия: О.Вагнер ― от эклектики к конструктивному модерну. Теоретические взгляды О.Вагнера. Й.М.Ольбрих «Сецессион». Й.Хофман. Венские художественные мастерские.
Венский модерн в живописи ― Г.Климт. «Золотой период». Философия смыслов и декоративность воплощения. Климтовский орнамент.
Россия: О.И.Шехтель. Особняк Рябушинского ― принцип функциональности, планировка «изнутри наружу», эстетика и символика декора. Поздний Шехтель ― конструктивный модерн.
4. Объединение «Мир искусства». Русское искусство в Западной Европе ― Дягилевские сезоны в Париже. Хореография, музыка, декорация и костюм как единое художественное целое. Воплощение в «русских балетах» противоречивых явлений в культуре начала ХХ века. Разнообразие творческих решений ― от модерна к авангарду. А.Н. Бенуа. Л.С.Бакст. А.Я.Головин. Н.К.Рерих. М.Ф.Ларионов. Н.Н.Гончарова и др. Значение «Русского балета» для европейской культуры.
5. Авангардное искусство 20 века. Проблема термина. Борьба с наследием 19 века. Новое понимание задач искусства. Поиск радикально новых средств выражения. Формотворчество и поиск новых смыслов. Начало ― Фовизм (1905 г.). Абсолютизация цвета. Традиция картины. Конфликт художника и зрителя. А.Матисс, А.Дерен, М.Вламинк, Р.Дюфи, А.Марке, Кес ван Донген, Ж.Руо. Монографически ― А.Матисс. Яркая индивидуальность. «Танец», «Песня», натюрморты, «Танжерский триптих», женские образы 20-х, 30-х гг. ― поиски гармонии. Декупажи 40-х, 50-х гг. Капелла в Вансе ― синтез искусств. Традиции католического искусства в интерпретации Матисса.
6. Пикассо и кубизм. Пабло Пикассо. «Голубой» и «розовый» периоды. «Авиньонские девицы» ― начало кубизма (1907 г.). Происхождение термина. Монографически ― Пабло Пикассо. Кубистический период. Театральные работы у Дягилева. Классический период. Графические работы 30-х годов. Свободное владение манерами от реалистической до абстракции. Политическая пристрастность ― «Герника». Графика, монументальные работы, керамика. Чувство формы и материала.
7. Кубизм. Выделение стадий развития ― синтетический и аналитический кубизм. Принципы работы с формой, поиски четвёртого измерения. Ж.Брак, Х.Грис, Ф.Леже, Р.Делоне, А.Глез и Ж.Метсенже. Попытки построения теории кубизма. Влияние кубизма на развитие искусства и архитектуры ХХ века.
8. Немецкий экспрессионизм ― страдающая душа во враждебном мире. Предистория: В.Ван Гог, Д.Энсор, Э.Мунк. Дрезденская группа «Мост» (1905г.). Э.Кирхнер, Э.Хеккель, Э.Нольде.
Немецкая имперская неоклассика. Ф.Штук, Х.Пельциг, П. Беренс, Б. Шмитц. «Новая вещественность». Параллельные пути немецкого искусства 20 века.
9. Абстракционизм. Значение термина. В.В. Кандинский. Ранний период. Эзотерические штудии в Мурнау. 1-ая абстрактная акварель (1910 г.). Ф.Марк, альманах «Синий всадник» (1912). Кандинский «Синяя гора», «Потоп», импровизации, композиции. Возвращение в Россию. «Красная площадь», серия «Малые миры». Теоретические взгляды Кандинского. Преподавательская и творческая деятельность в Баухаузе.
10. Абстракционизм. П.Клее ― художник, педагог, теоретик. Пит Мондриан и группа «Де Стиль». Пит Мондриан ― поиски абсолюта. Пространственные абстракции Н.Габо и А.Калдера.
11. Итальянский футуризм (1909 г.). Современность против традиции. Скорость, технический прогресс, господство над природой, война ― «гигиена мира». Манифесты футуристов. Т.Маринетти. У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Балла. Архитектурные мечты А.Сант-Элиа.
12. Авангардные течения в России. Объединение «Бубновый валет» (1910 г.). Вещный мир ― вещная живопись. П.П.Кончаловский, А.В.Лентулов, И.И.Машков, А.В.Куприн. Примитивизм: М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова. Лучизм. Поиск особого русского пути и европейские влияния.
13. Русский кубофутуризм. Метафизические поиски. Сотрудничество поэтов и художников. Опера «Победа над солнцем». В.Маяковский, В.Хлебников, Д.Бурлюк, А.Кручёных, М.Матюшин. Художники: А.Экстер, О.Розанова, Н.Удальцова, Д.Бурлюк, Н.Гончарова, К.Малевич.
14. Супрематизм. Происхождение и значение термина. Футуристическая выставка «0:10» (1915г.). «Чёрный квадрат» К.Малевича ― «нуль форм». К.С.Малевич как теоретик и педагог. УНОВИС. Эль Лисицкий ― проуны и фигурины. Период ИНХУКА, «архитектоны». Крестьянская серия. Поздний Малевич ― отступление перед реальростью.
15. Конструктивизм. Конструирование среды ― конструирование нового человека.
А.М.Родченко, В.Ф.Степанова, Л.С.Попова и др. Проекты мебели, костюм, декор тканей. ВХУТЕМАС. Новые принципы построения формы. Проблема красоты.
16. Искусство Западной Европы. Авангардизм. Группа ДАДА (Цюрих, 1916 г.). Радикальное отрицание форм и смыслов. Т.Тцара, Х.Арп, С.Тёйберг, М.Янко, М.Дюшан, Ман Рей. Смелость технического и образного эксперимента.Реди-мэйд. Журнал «Дада». Парижское и Берлинское Дада после 1920г. Мерцизм К.Швиттерса. «Метафизическое искусство» ― наследие классического искусства в интерпретации авангарда. Дж.де Кирико.
17. Сюрреализм. Манифест 1924г. Происхождение и значение термина. Поэты и художники. Техника автоматического письма. А.Бретон, П.Элюар, Л.Арагон. Журнал «Сюрреалистическая революция». Симультанизм в живописи, иллюзия «невозможных объектов». М.Эрнст, Р.Магритт, А.Масон, И.Танги, Х.Миро.
18. С.Дали. Этапы развития. «Завоевание иррационального». З.Фрейд в интерпретации С.Дали. Игра знаками и иллюзиями. С. Дали ― лучшее произведение С. Дали. Поздний «католический классицизм».
19. Стиль Ар Деко. Предистория: Й.Хофман ― Особняк Стокле в Брюсселе, «Венские мастерские». Парижская выставка декоративного искусства 1925г. Геометризация декоративных форм, своеобразие интерпретации классических образцов, дорогие материалы. Респектабельность и комфорт. Оптимизм. Новый синтез искусств. Ж.-Э.Рульман, Э.Грей, Р. и С.Делоне, П.Пуаре, Э.Сааринен. Ван Аллен «Крайслер-билдинг». Декоративные панели лайнера «Нормандия».
20. Течение «Современная архитектура». Утопия и реальность. Баухаус ― новая школа архитектуры и дизайна. Программа нового архитектурного творчества В.Гропиуса. В.Гропиус ― архитектор. Фагос ам Альфельд, здание Баухаус. Л.Мис ван дер Роэ. Магический кристалл формы. Немецкий павильон в Барселоне 1929г., Здания Иллинойского технологического института в Чикаго, Небоскрёбы на Лейк- Шор-Драйв в Чикаго, дом Ференсуорт.
21. «Эспри Нуво». Ле Корбюзье. Теория и практика. Проекты интерьеров и мебели. Вилла Саввой ― «5 принципов». План Вуазен (перестройка Парижа). Здание Центросоюза в Москве. Жилая единица в Марселе. Модулор.
Ф.Л.Райт. «Дома прерий», Дом над водопадом (дом Кауфмана), Музей Гугенхйма в Нью-Йорке.
22. Фигуративное искусство 1920 ― 1930-х гг. Парижская школа. Париж ― город искусств. Интернациональная колония художников, многообразие проявлений ярких творческих индивидуальностей, поиски нового гуманизма. А. Модильяни. М. Шагал.
Скульптура 1-ой половины ХХ века. Классика и авангард. А. Майоль ― поиски вечного совершенства. «Весна», «Помона» и др.
Кубистические влияния в скульптуре. А.Архипенко, О.Цадкин. К.Бранкуси. Фужита.
23. Зарубежное искусство 50-х ― 60-х годов. Фигуративное искусство. Р.Гуттузо. Д.Манцу. А.Фужерон. Э.Уайес. Э.Хоппер. Разнообразие творческих манер. Социальная острота.
Искусство Латинской Америки. Мексиканские муралисты: Д.Ривера, Х.К.Ороско, Д.А.Сикейрос. Традиции и новаторство в латиноамериканской интерпретации. В.Лам. Томайо. Ф.Ботеро.
24. Зарубежное искусство 50-х ― 70-х годов. Неоавангард. Послевоенный абстракционизм ― разнообразие вариантов. Дж.Поллок. Поп-арт. Р.Раушенберг. Э.Уорхол и др. Стирание границ между профессиональным искусством, кичем, рекламой. Новые техники и приёмы. Инсталляция. Хеппенинг. Перформенс. Проблема массовой культуры.
25. Зарубежное искусство 60-х ― 80-х годов. Разнообразие направлений. Оп-арт (В.Вазарелли). Гиперреализм (А.Джонс и др.). Бодиарт (Ив Кляйн). Арте повера.
26. Концептуальное искусство. Видеоперформенс. Лэнд-арт (Р.Смитсон). Кинетическое искусство (Тенгели).
27. Постмодерн. Истолкование термина. Культурная ситуация 2-ой половины 20-го века и стиль. Полицентризм. Игровой принцип цитирования. Конформизм. Расплывчатость критерия оценки.
Попытка нового синтеза искусств и принципиальная деструкция.
Литература
Авангардизм, модернизм, постмодернизм. Терминологический словарь Составители В.Власов, Н.Лукина. СПб.: Азбука-Классика, 2005.
Андреева Е. Всё и ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины 20 века. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2004.
Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры 20 века. М.: Стройиздат. 1990.
Горюнов В.С., Тубель М.П. Архитектура эпохи Модерна. Концепции, направления, мастера. СПб.: Стройиздат, 1992.
Герман М.Ю. Парижская школа. М.: Слово, 2003.
Малинина Т. Формула стиля Ар Деко. М.: Пинакотека. 2005.
Наков А., Русский авангард. М.: Искусство, 1991.
Рассказы о художниках. История искусства 20 века. (Дюшан. Матта. Поллок. Уорхол. Кифер). СПб., 1999.
Рид Г. Краткая история современной живописи. 2005.
Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М. 1998.
Сидорина Е. Сквозь весь ХХ век. Художественно- проектные концепции русского авангарда. М. 1986.
Соловьёв Н.К. История современного интерьера. М.: Сварог и К, 2004.
Сюрреализм. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Кристалл. М.: Оникс. 2005.
Толстой А. Художники русской эмиграции. М.: Искусство ХХ I века. 2005.
Турчин В.С. Образ двадцатого. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
Хиллер Б. Стиль 20 века. М.: Слово,2004.
Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства 20 века. М.: Стройиздат, 1990.
Якимович А.К. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира. М.: Искусство, 2003.