Проблем в изучении математики много. Это и недостаточно прочное владение теоретическими положениями, и медленное выполнение вычислительной работы, ошибки в вычислениях, не совсем рациональный поиск решения или обоснования задач. Преодолевать трудности по решению этих проблем можно с помощью введения в урок игровых и нестандартных моментов. Именно в игре у детей появляется реальная возможность стать лидером или, хотя бы, обрести равноправие. Но использовать игру как форму познавательной деятельности можно только тогда, когда в этом есть необходимость и возможность. Немаловажное условие успешности проведения занятий – активное участие всех учащихся в процессе урока, их работоспособность и творческий настрой.
Кроме позитивного влияния игры на развитие ребёнка подобная форма организации учебной деятельности выступает важнейшей предпосылкой отказа учителя от авторитарных методов обучения. Освоение учителем игровой формы организации уроков и возникновение вследствие этого психологически раскрепощенной обстановки на уроках выступают своеобразным индикатором готовности учителя к более гуманной системе обучения.
Метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности выступает как метод стимулирования интереса к изучению математики. В нём могут быть использованы уже готовые, например, настольные игры («Лото», «Домино») или игровые оболочки готового учебного материала. Итоговые оболочки можно создавать для одного урока или нескольких уроков на протяжении изучения одной из тем.
Короткие игры – это игры , используемые для развития интереса к учебной деятельности и решения отдельных конкретных задач. Примерами подобных задач выступают усвоение какого-нибудь конкретного правила, отработка навыка и т.д. Так для отработки навыков устного счёта подходят игры цепочки, построенные по принципу передачи права ответа по цепочке.
Игровые оболочки – это игры более продолжительные по времени. Чаще всего они ограничены рамками урока, но могут продолжаться и дольше. Например, игра «Вырасти дерево знаний» рассчитана на весь учебный год в 5 классе, в 6-ом классе игра будет носить название «Дворец математических наук», а в 7-ом – построение «Собственного предприятия».
Обращение к математической теории игр позволяет описать более общий подход к построению игровых технологий обучения математике в школе. В таких технологиях объектом игры становится система математических задач, а процессы их решения представляются как единичные игровые ситуации. Каждая такая единичная задачно - игровая ситуация состоит из трёх основных элементов: сценария, игровой обстановки и регламента. В сценарии описываются начальные условия, правила игры и сама игровая ситуация. Игровая обстановка включает в себя информационную систему и модель игры. Регламент определяет временные рамки, уровень сложности решаемых игровых задач и оценочную систему.
Все три элемента обеспечивают базу для упражнений в планировании, для достижения максимального результата в умении анализировать ситуации и собственные действия, дают полное представление о трудностях ученика и прослеживают его личностный рост.
Во время игры учитель включает учащихся в творческую деятельность. Сама творческая деятельность – процесс неоднозначный. Можно выделить два уровня творческой деятельности: эвристический и креативный. Первый носит эмпирический характер, а второй – теоретический. Оба уровня важны для человека и должны быть освоены школьниками. Но освоить одинаково хорошо может далеко не каждый человек; обычно проявляются склонности к какому-либо одному уровню. Тем не менее, организуя учебную деятельность, необходимо включать учащихся в творческую деятельность обоих уровней. Включение отдельных игр и приёмов взаимодействия в урок, а также облачение отдельных фрагментов урока в игровую форму не может дать высокого результата и привести к качественным изменениям в учебном процессе без перехода к творческой деятельности. Включение отдельных игр позволит только в некоторой степени повысить интерес к предмету, взаимодействие – улучшить межличностные отношения учащихся. Надо не только включать отдельные игры и приёмы взаимодействия в урок, но и строить педагогический процесс на основе комплекса, состоящего из игровых форм, игрового взаимодействия и создания условий для их трансформации в творчество.
Тем, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но открытия, а каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество шло порою долгие годы, - тот будет стремиться познать еще и использовать полученные знания в жизни.
Александр 29.01.2012 23:34 Это нужно для аттестации
|